Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Тема

Диспут Нахманида

Диспут Нахманида (диспут Рамбана, Барселонский диспут) — это один из наиболее знаменитых диспутов Средневековья, который состоялся между раби Моше бен Нахманом (Нахманидом) и выкрестом Пабло Кристиани. Диспут проходил в Барселоне в 1263 году. Он касался основ еврейской и христианской веры и шел вокруг спора о Мессии — пришел ли он, как утверждают христиане, или должен прийти, как верят евреи.

Оглавление

Публичные диспуты между евреями и христианами [↑]

Публичные диспуты между евреями и христианами начали устраиваться на заре христианской религии, и особенно были распространены в XII веке, после возникновения Доминиканского ордена. Обычно диспуты инициировались церковью и вовсе не для того, чтобы что-то доказать, а чтобы получить удобный повод подвергнуть евреев очередной репрессии или крещению.

Существует мнение, что один из первых диспутов состоялся еще во времена восстания Бар-Кохбы между раби Тарфоном и Иустином Философом. В раннее Средневековье — между епископом Григорием Турским и еврейским купцом Приском. В 5173 /1413/ году выдающиеся религиозные мыслители раби Йосеф Альбо и раби Зрахия бен Ицхак а-Леви были вовлечены в диспут с выкрестом Херонимо де Санта-Фе (бывшим Йеошуа Лорки) и другими католиками в г. Тортосе.

В XIII веке в Европе состоялось несколько диспутов между евреями и отступниками, проводившихся в торжественной обстановке в присутствии царствующих особ и элиты христианского духовенства.

Первый диспут такого рода произошел в 1240 г. в Париже между отступником Николя Донэ и раби Йехиэлем бен Йосефом из Парижа: предметом дискуссии являлся Талмуд. Христианская сторона вела этот диспут как судебное разбирательство, на которое евреи были вызваны защищать свои заблуждения; диспут завершился сожжением Талмуда.

Подобные диспуты проводились в XV веке в Германии и Италии, в XVII — в Нидерландах, в XVIII — в Каменце и Львове. И в наше время тоже есть евреи, которые ввязываются в напрасные и бесплодные диспуты с христианами.

Испания в XIII веке [↑]

Исторический фон событий был таков. Король Хайме I, правивший в Арагоне в общей сложности 63 года, выделялся среди других средневековых монархов своим расположением к евреям. В период Реконкисты (отвоевания Каталонии и Арагона у мавров) он целенаправленно подчеркивал свое терпимое и сочувственное отношение к еврейским жителям своего королевства: поощрял иммиграцию евреев, назначал их на важные государственные посты и, в целом, не мешал им соблюдать традиции отцов.

Но именно тогда в структуре римско-католической церкви начались важные изменения, которые особенным образом проявились в Испании. Реформистом в отношениях к евреям-«христоубийцам» выступил папа Иннокентий III, его дело продолжил Григорий IX. В Арагоне за осуществлением «новой политики» церкви следила «Святая канцелярия» папской инквизиции.

Для того чтобы победить евреев и заставить их отказаться от своей веры, Доминиканский орден придумал такую тактику: доказать евреям истинность христианства через Талмуд и Мидраши, чтобы продемонстрировать, что только из-за собственного фанатизма евреи не желают видеть чистый свет христианства, исходящий из их собственных священных книг. Инициатором новой кампании стал доминиканский монах, крещеный еврей Пабло Христиани, глава католической церкви Арагона.

Диспут в Барселоне в 1263 году [↑]

Самым известным и важным для нас является диспут, состоявшийся в 1263 г. в королевском дворце в Барселоне в присутствии короля Хайме I Завоевателя.

Христианскую сторону представлял сам инициатор диспута: Пабло Кристиани, а еврейскую — один из крупнейших мудрецов и комментаторов Торы, Танаха и Талмуда раби Моше бен Нахман. Рамбан не хотел идти на это «никчемное собрание». Однако, королю удалось его уговорить, пообещав защиту и полную свободу в выражении своих мыслей.

«Диспут» касался основ христианской и иудейской веры и шел вокруг спора о Мессии в двух аспектах: пришел ли он уже, как верят христиане, или должен прийти, как верят иудеи; а также — является ли Мессия самим Б-гом или же он полностью человек, родившийся от мужа и жены.

После диспута Рамбан записал все существенные реплики — свои и оппонентов. Эта книга дошла до нас, и ее можно найти как в печатном виде, так и в открытом доступе в Сети. Отчет великого еврейского мудреца, написанный на простом и ясном иврите, дает наглядное представление об атмосфере диспута и содержит протокольно точный перечень аргументов и контраргументов, вопросов и ответов, услышанных и приведенных самим Рамбаном.

Либеральная атмосфера того диспута выгодно отличает его от аналогичных мероприятий, — например тех, в которых участвовали раби Йехиэль Парижский и другие раввины. Выступал Рамбан смело, решительно и открыто. Впервые еврей вел дискуссию на равных условиях с оппонентами, что дало ему возможность не ограничиваться ролью защитника и апологета, а перенести сражение на территорию противника — высказывать критику и недоверие к христианским концепциям и идеям.

Раби Моше бен Нахман привел одно главное, исторически обоснованное возражение против перехода в христианство арагонских евреев. Тем самым он избежал необходимости обсуждать ссылки на Йешу, которые, якобы, имеются в Талмуде и Мидрашах:

«Но если мудрецы Талмуда действительно верили в Йешу и истинность его религии, то почему они столь упорно хранили верность еврейским традициям и собственной религии?.. Мудрецы учили нас иудаизму; их стараниями мы все остались талмудическими евреями… Но если они действительно, как вы пытаетесь доказать с помощью их слов, верили в Йешу, то почему они не вели себя подобно монаху Паулю (Пабло Христиани), который, по всей видимости, понимает их слова лучше, чем они сами? Извините, но почему они не перешли в христианство?!»

Этот аргумент стал классическим ответом еврейской Традиции приверженцам христианства. Если наши праотцы, лично знавшие Йешу и видевшие его деяния, отказались поверить в него, то почему мы должны принять за истину слова нынешних христиан, которые, в отличие от наших предков, не знают Йешу и не являются его соотечественниками?

Рамбан прямо и логично раскрывает главный пункт, разделяющий евреев и христиан. Еврейское упрямство объясняется не их «вероломством», а тем простым фактом, что они убеждены в правоте свой религии и совершенно не верят в истинность христианства.

Доминиканцы стали в ответ приводить множество отрывков из талмудической и мидрашистской литературы, стремясь доказать истинность христианской религии. Рамбан заявил, однако, что талмудические агадот ни к чему его не обязывают, поскольку понимать их надо в аллегорическом смысле, а не буквально.

Рамбан легко опровергал один за другим все доводы оппонентов, с тем чтобы при каждом удобном случае перейти в контрнаступление и упрекать в нелогичности самих христиан. Он привел цитаты из Пророков и Писаний о том, что Мессия «будет властвовать от моря до моря и от реки до концов земли» и указал на то, что Древний Рим пришел в упадок после принятия христианства, а враги христиан, мусульмане, создали более обширную империю. Кроме того, у пророков написано, что после прихода Мессии не будет войн, и весь мир поверит в Единого Б-га, а между тем, в мире царят грабежи и разбой. «Чем бы жили Вы, мой великий король, и Ваши рыцари, если бы прекратились войны?» — вопрошает Рамбан.

Далее Рамбан заявил, что главный спор между христианством и иудаизмом ведется не вокруг мессианской роли самого Йешу, а в связи с христианской концепцией Б-жественного и веры в него.

В ходе дебатов был затронут также вопрос о первородном грехе. Монах Пабло и король Хайме I заявили, что грехопадение Адама обрекло всех людей на мучения в аду, но приход Йешу и последующая вера в него освободили человечество от состояния вечного проклятия. На это Рамбан возразил с горькой иронией: «У нас есть поговорка: “Прежде чем соврать, посмотри, нет ли рядом свидетелей”. В Торе упомянуто много наказаний за грех, совершенный Адамом и Хавой (Евой), и все эти наказания сохранились по сей день, даже несмотря на приход вашего Мессии».

Затем начался теологический диспут о непорочном зачатии и троице. Рамбан легко доказал, что в этих концепциях нет еврейских корней, и поэтому они «не укладываются в голове ни у одного еврея».

Критика Рамбана в адрес этих главных догматов римско-католической церкви вскрыла главную причину, по которой евреи с самого начала отказывались принять христианство. Ведь христианское понятие Б-га было и остается абсолютно чуждым еврейской традиции и еврейской логике. В этом смысле не произошло никаких изменений за прошедшие века — ни для евреев, ни для христиан.

Диспут завершился неожиданно. Король просто объявил перерыв, но продолжения так и не последовало. По-видимому, он опасался, что дискуссия может спровоцировать волнения фанатичных масс, возбужденных эмоциональными проповедями некоторых монахов Доминиканского ордена.

После диспута [↑]

В воспоминаниях Рамбана приводятся такие слова, с которыми король обратился к нему в конце диспута: «Я еще не встречал такого человека, как ты, который, будучи неправ, столь превосходно представлял бы перед другими свои взгляды». Эту фразу, приведенную автором на иврите, можно перевести и по-другому: «Я еще не встречал такого человека, как ты, который, не будучи профессиональным адвокатом, столь великолепно представлял бы свою позицию».

Рамбан сообщает также, что получил в подарок от короля триста монет, по-видимому, в качестве компенсации за понесенные расходы.

Раби Моше бен Нахман пробыл в Барселоне еще около недели и даже успел побывать на христианской проповеди, устроенной в субботу в местной синагоге. Таково было распоряжение короля — доминиканский священник в присутствии Хайме I убеждал собравшихся евреев перейти в «истинную веру». Рамбан прочел затем ответную лекцию-проповедь, которую назвал «Б-жественная Тора совершенна»; ее текст опубликован в книге «Китвей а-Рамбан».

Хотя перед диспутом Нахманиду был обещан полный иммунитет от преследования за высказанную на диспуте критику христианской теологии, — после диспута доминиканцы возбудили против него уголовное дело «об оскорблении веры», и ему пришлось (с тайного разрешения короля) бежать из Испании.

Уроки для нас [↑]

Почему для нас так важно содержание «Диспута Нахманида?»

Во-первых, до сих пор никто не сумел постоять за честь евреев и иудаизма с такими же блеском, отвагой и мудростью, как это сделал раби Моше бен Нахман.

Во-вторых, поднятые в Барселоне проблемы мало изменились со времен арагонского короля Хайме I. Позиции участников современных диспутов тоже претерпели очень немного изменений за минувшие семь с половиной веков.

И в наше время церковники пытаются развивать позитивные отношения с евреями, используя в качестве моста открытые встречи и диалоги, призванные выявить, главным образом, сходства и различия между последователями двух религий Западного мира.

Стремление церкви к откровенным дискуссиям нашло живой отклик в определенных кругах еврейства (в первую очередь, американского). В отличие от ортодоксальных евреев, организации, представляющие «консервативное», «реформистское», а также светское (нерелигиозное) направления, охотно вступают в диалог с христианами.

Достаточно внимательно прочитать эту небольшую брошюру под названием «Диспут Нахманида», чтобы понять: евреи, которые бросаются сломя голову в водоворот диалога с христианством, совершают большую ошибку, ибо гонятся за недостижимой, призрачной целью.

Выводить материалы