Темы: Земля Израиля, Египет, Похороны, 12 колен Израиля, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ Торе сказано, что Яаков и Йосеф завещали похоронить свои кости в Эрец-Исраэль. А почему? А что известно о других сыновьях Яакова? Спасибо. Пинхас
Шалом, уважаемый Пинхас!
Спасибо за Ваш вопрос. Как сказано в начале главы Ваехи (последней главы книги Берешит), Яаков еще прежде Йосефа просил, чтобы его похоронили в Земле Израиля. Прежде всего, давайте вспомним, по каким причинам Яаков настаивал на этом, и разберем, актуальны ли были эти причины для его сыновей.
Комментаторы перечисляют различные соображения (их приводят наши мудрецы), по которым Яаков, во-первых, не желал быть похороненным в Египте, а во-вторых, настаивал, чтобы его похоронили именно в Земле Израиля, а не где-нибудь еще:
1. Яаков предвидел, что на Египет обрушатся десять страшных кар, одной из которых станет превращение поверхностного слоя почвы в массу вшей. Яакову не хотелось лежать среди всего этого.
2. Он не желал, чтобы египтяне обожествили его после смерти, превратив в очередного идола, чего вполне можно было ожидать, так как египтяне чрезвычайно почитали Яакова и знали, что благодаря его появлению в Египте прекратился голод. А Всевышний обещал (Шмот 12:12), что Его суду будут подлежать не только сами идолопоклонники, но и объекты их служения. Соответственно, Яаков не желал становиться таким объектом. Автор комментария Кли Якар добавляет, что это соображение связано с предыдущим — когда египтяне во время третьей «казни» увидели бы, что могила Яакова не стала слоем вшей, они начали бы поклоняться ей.
3. Как отдельную причину можно выделить то, на что указал рабейну Там: Яаков опасался, что если он будет похоронен в Египте, Египет будет избавлен от «десяти кар», которые были необходимы не столько для того, чтобы заставить фараона отпустить евреев, сколько для того, чтобы продемонстрировать ему и всем остальным, в том числе и евреям, могущество и всевластие Творца.
4. Уже праотцам было известно, что в будущем умершие будут оживлены, также было известно, что те, кто похоронен за пределами Земли Израиля, должны будут пройти через неприятное перемещение по неким подземным туннелям (гилгуль мехилот), прежде чем подняться из земли — т.к. это может произойти только в самой Земле Израиля. Яаков хотел избежать этих страданий, и для этого ему нужно было быть похороненным именно там и нигде более.
5. Праотцы, разумеется, также понимали святость Земли Израиля, и желали находиться там даже после смерти.
6. Последним, весьма важным, соображением является следующее: те, кто похоронен в Земле Израиля, встанут прежде остальных, и, соответственно, смогут выполнить чуть больше заповедей, ведь мертвые не могут их выполнять. Даже минута служения Всевышнему ценна в глазах праведника, поэтому Яаков желал быть похороненным в земле Израиля[1].
Очевидно, если первое и третье соображения и приходили в голову сыновьям Яакова, изменить они все равно ничего не могли. Второе соображение могло иметь большое значение для Йосефа, который знал, как его ценят египтяне. Остальные же соображения имели значение и для других родоначальников колен, и нам известно, что все они были вынесены из Египта своими потомками для захоронения в Земле Израиля. Мудрецы выводят это из того, как Тора передает слова Йосефа: «Унесите отсюда кости мои с вами» — он обращался к братьям, которые ко времени Исхода будут давно мертвы, намекая, что их тоже не оставят в египетских могилах (Мехильта де-раби Шимон).
Остается прояснить один момент: если каждое колено выполняло долг по отношению к своему родоначальнику, почему кости Йосефа доставал из Нила и нес по пустыне Моше, где были представители колен Эфраима и Менаше? Возможно, они выполняли долг перед своими родоначальниками, которым Яаков дал статус основателей отдельных колен, — Эфраимом и Менаше, а о Йосефе должен был заботиться весь народ, так же, как и о Яакове. И как организацию похорон Яакова сыновья предоставили Йосефу, чтобы оказать отцу больший почет — ведь Йосеф был правителем Египта, заботы об останках Йосефа народ Израиля уступил Моше, понимая, что это будет самым почетным для Йосефа. Об этом говорят мудрецы в трактате Сота (13 б) — так можно понять из комментария Раши там.
С уважением, Овадья Климовский
[1] Так я слышал от рава Ицхака Эзрахи, одного из руководителей ешивы Мир.
Рав Овадья Климовский
И где остальные?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Мендель Агранович
Вернутся ли пропавшие в земле Ашшурской?
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.