Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Потому, что они мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской»(25:42)

Когда Османская империя приняла у себя изгнанных из Испании евреев, оценив сокровище, скрытое в еврейских способностях, непременным требованием евреев было разрешение вести еврейский образ жизни и освобождение от воинской повинности. Султан охотно согласился и дал евреям письменное обязательство — «фирман».

Через двести лет явился посланник султана в дом главного раввина Стамбула р. Моше Алеви. От имени султана он потребовал от рава вернуть старый «фирман». Намерения султаны были очевидны: он решил призвать евреев в армию. Ответил главный раввин: «Фирман дан не мне лично, и даже не главному раввину двести лет тому назад. Он дан всей общине. Я посоветуюсь с людьми и попрошу разрешения его вернуть».

Велел рав собрать общину. Замешательство было велико. Султан правил тяжелой рукой, никто не мог избежать назначенных им штрафов, налогов и даже изгнания. Поднялся молодой руководитель ешивы р. Шломо Элиэзер Альфандари и заявил: «У султана нет никакой необходимости в горстке еврейских солдат. Эта мера направлена против иудаизма, и по алахе, нельзя соглашаться на это!» Рав Моше, услышав эти слова, заявил: «Никто не примет более верного решения, чем р. Шломо Элиэзер. Закон всегда устанавливается по его мнению!»

Раби Шломо не побоялся выказать свой возмущение самому султану и заплатил за это цену — был выдворен из Стамбула. Он стал равом Дамаска, а позже поднялся в Иерусалим, где прожил до глубокой старости. Ни глаза, ни память не подводили его до последнего дня жизни. Р. Шломо умер 22 ияра 5690 г. (1930 г.) в возрасте 114 лет. Он похоронен на Масличной горе.

«А над братьями вашими, сынами Израиля, никто да не властвует над братом своим с жестокостью» (25:46)

Однажды рав Бенцион Аба Шауль увидел ученика, бросившего бумажку на пол. Обратился рав к ученику: Смотри, ты сейчас нарушил запрет Торы! «Какой запрет?» — удивился ученик.

«Ведь уборщица должна будет нагнуться, чтобы поднять бумажку, и получится, что нарушил запрет из Торы: Пусть никто не властвует над братом своим с жестокостью!»

«Но этот запрет касается еврейского раба, а таких нет сейчас», — сказал ученик.

«Правда, — ответил рав, — но в Сефер ахинух (заповедь 356) сказано, что и сегодня человек должен помнить об этой заповеди, имея в виду бедняков. И не только их, но и членов своей семьи. И, если ты зашёл домой, когда пол ещё влажный, или вытираешь грязные руки чистым полотенцем, то тем самым утруждаешь свою мать и нарушаешь заповедь “делай” — уважение к матери и заповедь “не делай” — не властвуй над братом своим с жестокостью».

«И пропадете среди народов» (26:38)

В 1949 г. в Израиль прибыла большая алия из Йемена. Группа из нескольких десятков йеменских детей побывала на экскурсии в ешиве «Слободка». Йеменских детей отличали длинные пейсы, которые они называли симаним (знаки).

«Я разговаривал с ними, — рассказывает рав Ицхак Зильбер, — и решил объяснить, почему их пейсы называются симаним? Тора говорит: “И пропадете среди народов”, и Мидраш объясняет, что народ Израиля сравнивают с пропажей. Ведь если у пропажи есть опознавательные знаки, хозяин не откажется от неё и не потеряет надежды на ее возвращение! И именно по этой причине йеменские мудрецы определили наши пейсы как симаним (знаки): пока еврей не лишился своего еврейского облика, своих симаним, есть надежда, что Хозяин вернет его к Себе!»

«Но и при всём этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо Я — Г-сподь, Б-г их» (26:44)

По заведенному обычаю, когда царь проезжал через еврейский базар, евреи Сарагосы в его честь выносили по три свитка Торы из каждой из двенадцати синагог, благословляли царя в полный голос, и все отвечали «Амен». Однажды решили главы общины, что негоже каждый раз выносить на базар свитки Торы, а навстречу царю можно выходить и с пустыми футлярами.

Жил в Сарагосе один выкрест по имени Маркус, который сделал карьеру при дворе, став министром. Был Маркус человеком злым и вредным. Как-то царь проходил через еврейский базар, и все вышли ему навстречу с пустыми футлярами. Вечером сказал царь министрам и слугам: «Посмотрите, какой почёт оказывают евреи царю». Тут вмешался Маркус: «Знай, царь, что футляры — пусты, евреи в глубине души презирают тебя!» Услышав это, царь воспылал гневом. Отдал он приказ солдатам окружить еврейский базар и решил пройти там ещё раз утром. Если футляры окажутся пустыми, то солдаты убьют евреев, а квартал — сожгут.

Ночью шамаш (служка) одной из общин р. Эфраим Барух не мог заснуть. Приснился ему величавый и знатный человек — это был пророк Элияу, который сказал: «Что ты спишь? Вставай скорее, отправляйся в синагогу и вставь свитки Торы в пустые футляры!» Встал шамаш и сделал так, как приказал пророк Элияу, а потом вернулся спать. Точно такое же видение испытали шамаши всех двенадцати синагог.

Наступило утро 17 швата 5150 г. (1390 г.). Встал царь и отправился вместе с министрами и слугами к еврейскому базару. Рядом с ним находился и выкрест Маркус, а весь квартал был оцеплен солдатами. Вышли евреи, как обычно, со свитками Торы. Сказал царь: «Откройте-ка футляры и покажите мне свитки Торы Моисея, которыми вы благословляете!» Все испугались, а министры поспешили открыть футляры и увидели свитки, открытые на стихе из книги Ваикра: «Но и при всём этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их…». Царь был польщен и простил евреям трёхлетний налог. А Маркуса приказал повесить.

С разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…