Темы: Ислам, Народы мира, Религия, История, Аскетизм
Иудганиты, יודגאניים – еврейская религиозная секта, возникшая в Персии в 8 веке и получившая название «Аль-Иудганиа», אל יודגאניה , דת אליודגנים, от имени основателя её Иудгана, יודגאן , или Иегуды из Гамадана, ученика лжепророка Абу-Исы Исфагани.
Секта иудганитов, являясь продуктом национально-религиозного брожения, вызванного воздействием арабской и иранской культур, с одной стороны, и широким распространинием ислама в первые двести лет его образования на фоне строго продолжения соблюдения евреями законодательства Талмуда, с другой, положила начало религиозной борьбе, завершившейся отпадом караимов от единого национального организма иудаизма.
Национальное самолюбие иранцев долго не могло примириться с подчинением религиозной культуре «презренных нищих», как они называли арабов. Эта зависимость была тем более невыносима, что поражение постигло иранцев совершенно неожиданно.
Ислам был известен иранцам с самого его возникновения. Богатое воображение и высокоразвитый философский ум иранцев, искони находившихся под влиянием индийской и греческой философии, в значительной степени ещё проникнутые философскими и социальными идеями Мани и Маздака, не могли принять «примитивную простоту» Библии и Корана. Были в ходу полемические сочинения огнепоклонников против иудаизма и ислама.
Всё это способствовало появлению в Иране, как и в Ираке, множества сект рационалистического и мистического характера. В этих сектах проявился возродившийся дух персидского народа, хотя национальная основа в них выражалась в философских и социальных доктринах, например, в требовании наследственного халифата и законной династии.
Таково было состояние умов в Иране при халифах Омейядской династии, начиная с Абд-аль-Мелика ибн-Мервана (685) до Езида II (724). Это одухотворённое выражение национальных отличий разных народов в Ираке и Иране способствовало неустанному расцвету культуры и работе философской мысли. Самые смелые религиозные воззрения парсийских и буддийских ересей мирно сочетались с мистическим аскетизмом. С другой стороны, аскетизм «зохд» был известен среди евреев Ирана искони под влиянием сочинений, приписываемых ессеям, которые были там широко распространены. Всё это подготовило почву для возникновения секты исавитов, אלעיסוניה , אלעיסויה , а несколько десятилетий спустя и секты иудганитов.
Основатель секты, Иудган, наученный трагической участью своего учителя Абу-Исы, не претендовал, подобно последнему, на роль Мессии и освободителя. Он объявил себя лишь пророком, предвестником грядущего Мессии и духовным руководителем еврейского народа, почему и назвал себя «Аль-Раи» (пастырь). Это, однако, не мешало последователям Иудгана считать его Мессией, который вернёт евреям политическую независимость.
Иудган проповедовал своеобразное учение, якобы возвещённое ему, как пророку, высшим Откровением. Он утверждал, что рассказы Торы и Пророков о действиях и чувствах Б-га следует понимать в высшем аллегорическом смысле. Б-жество нельзя представлять себе телесным и человекоподобным. Тора, кроме буквального, содержит в себе и скрытый, внутренний смысл. Человек обладает свободой воли, поэтому несёт ответственность за свои поступки. Подобно Абу-Исе, Иудган проповедовал строгий аскетизм: его последователи часто постились, не употребляли мяса и вина и придавали большое значение молитве. Он проповедовал, что заповеди о соблюдении субботы и праздников имели силу лишь во времена еврейской независимости и Храма. С потерей независимости они утратили свою обязательность и остались лишь как символическое напоминание. Как известно, это мнение нашло себе впоследствии много приверженцев среди караимов. По словам Иефета бен-Али, караимы также не признавали обязательности ритуальной чистоты в диаспоре, законов טומאה וטהרה , и разрешали употреблять пищу иноверцев.
Подобно Абу-Исе, Иудган признавал Иисуса и Магомета истинными пророками. Многочисленные последователи Иудгана настолько верили в него, что после его смерти утверждали, будто он не умер и снова явится для возвещения нового учения.
После смерти Иудгана его ученик Мушка, по словам Шарастани, основал секту Аль-Мушканиа, учившую, что Магомет был пророком лишь для иноверцев, а не для евреев.
Чтобы познакомиться со сложной проблематикой взаимодействия иудаизма и культуры и верований окружающих народов, советуем вам посмотреть основную статью на тему "Иудаизм и Ислам"
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти