Темы: Муж и Жена, Овадья Климовский
Как совместить семью и самосовершенствование? Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Шалом! Вы правы, в какой-то мере семейные обязанности мешают изучению Торы. Поэтому наши мудрецы (Кидушин, 29б) рекомендовали сначала потратить какое-то время на изучение Торы, а уж потом жениться (если задержка женитьбы не подведет человека к греху, разумеется). Тем не менее, рано или поздно, жениться необходимо. И простым ответом на Ваш вопрос было бы сказать: женитьба — это прямая обязанность каждого еврея, вытекающая из заповеди «плодитесь и размножайтесь». И эту заповедь мы должны выполнять так же, как и все остальные, даже если это мешает изучению Торы. Исполнение любой мицвы отнимает какое-то время, к выполнению некоторых из них надо долго готовиться, как к Песаху и Суккоту. (Хотя и был мудрец по имени Шимон бен Азай, который не пожелал заводить семью, потому что, по собственному его выражению, «душа его жаждала Торы». Только Торы, и ничего другого. Мудрецы, несмотря на все уважение к его необъятным знаниям и любви к Торе, не одобрили такой путь).
Этот ответ верен и достаточен. Но, истины ради, прибавим, что правильная семейная жизнь для еврея — это ступенька к невероятным достижениям в работе над своей личностью. Только в семье человек сможет проверить себя, по-настоящему ли он добр, отзывчив, терпелив. Живя в доме с человеком, с которым Вы не были даже ранее знакомы, у которого могут быть привычки, вкусы, взгляды на жизнь совершенно отличные от ваших, Вы, тем не менее, должны добиться его/ее любви, и стать друг для друга самыми близкими людьми. Те, кто ставят целью супружества совместное служение Всевышнему, а не эгоистическое «выжимание соков» из супруга/супруги, те успешно добиваются своего. И это — то самосовершенствование, которое угодно Творцу.
Читайте: Еврейская семья
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина