Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Муж и Жена, Роли супругов, Лея Трахтенберг
Пожалуйста, хотелось бы узнать более детально о роли отца и матери в еврейской семье согласно написанному в Танахе. Н.
Уважаемый Н.,
Чтобы понять роли отца и матери, надо определить сущность человека в целом — «образ и подобие» Творца. От создания Адама (как совокупности мужского и женского начала) к разделению его на захар и нкейва, иш и иша — мужчину и женщину, мужа и жену, и тогда уже можно говорить о роли отца и матери.
У мужчины и женщины — противоположные задачи. Мужчина — влияющее начало, женщина — принимающее.
Союз мужа и жены — союз конкретных взрослых самостоятельных личностей, созидание любви, ответственности друг за друга, общения вербального и невербального, интимности и т.д. Союз матери и отца — союз людей, творящих и строящих свое будущее.
У каждого человека существуют и проявляются эти грани (фазы развития), и цель его — быть подобным первому человеку, Адаму, до греха, быть совершенным…
Существует мнение, что союз мужчина/женщина «соответствует» животной части души (нэфеш);
муж/жена — руах — сэхель (рассудок)/бина (эмоциональность);
мать/отец — нэшама (высшая альтруистическая часть души) — моах (мозг, созидание)/лев (сердце).
Т.е. человек движется от индивидуального развития и определения себя как физиологического объекта к состоянию духовного совершенства, которое может быть реализовано только в браке и «воспроизведении» потомства, повторяющего тот же путь.
Тогда понятно, что женщина, родив ребенка, обретает счастье и радость, цельность и гармонию — иные, каких не было на предыдущем этапе развития личности. Отцу присуще стремление передать всю мудрость, богобоязненность, мораль и т.д. сыновьям (баним), которые, в свою очередь, будут строить (бонимолам) и поддерживать духовность мира, а не разрушать ее пересмотром, переоценкой ценностей, наследия отцов.
Мать (эм) дает детям эмет — правду и веру (плюс сочувствие и сострадание), отец устанавливает границы поведения и нравственности, подает пример служения и богобоязненности, установления законов в семье и их соблюдения.
В разных семьях это существует в разных пропорциях, выполняется общая родительская работа. В любом случае, если мать слабее в проявлении «материнских» инстинктов и в «материнской» работе, увеличивается вклад отца, который выравнивает это «неравновесие», корректирует. И наоборот…
С уважением, Лея Трахтенберг
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина