Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Похороны, Траур, Загробная жизнь, Элиэзер Гервиц
Согласно еврейским воззрениям, смерть это не конец, а начало. Иудаизм рассматривает этот мир как зал ожидания, как приготовление к Миру Грядущему. Духовный мир будущего не может быть полностью понят нами, так как возможности человеческого мозга ограничены. Однако человек может представить себе бытие, в котором душам праведников воздается по заслугам.
Как следствие этого, евреи относятся к смерти со скорбью, но без отчаяния, сокрушаясь о грехах покойных, которые могут явиться причиной их наказания. Но они чувствуют и успокоение при мысли о том, что человек, умирая, не превращается в ничто, в пустоту. Людям легче справиться с горем, сознавая, что страдавшие здесь обретут успокоение в Мире Грядущем.
Еврейская похоронная церемония проста и полна достоинства: память об усопшем освящается произнесением надгробного слова и чтением кадиша. Близкие родственники умершего «сидят шива» — семь дней, в течение которых их посещают друзья, чтобы успокоить и облегчить им горе. Каждый год в йорцайт (годовщину смерти) семья умершего зажигает в память о нем свечи и читает по нему кадиш. Сверх того, родственники и друзья умершего могут отдать ему дань уважения, изучая Тору и совершая добрые дела в его честь. Это самый убедительный способ почтить память покойного.
Резюме четвертой части
В этом разделе мы рассмотрели рациональную составляющую таких еврейских понятий как шабат, йом тов, кашрут, молитва, мезуза, тфилин и цицит. Мы также проанализировали согласно еврейскому закону положение еврейской женщины. Мы увидели, что еврейский закон помогает человеку контролировать свои страсти и направляет его к более праведной жизни: шабат освящает его жизнь, кашрут очищает тело, а молитва приближает к Б-гу.
В то же время соблюдение еврейских законов помогает сплочению евреев и углублению их национального самосознания.
Статус женщины в еврейском обществе не уступает мужскому, а тот факт, что на женщин возложено меньшее количество мицвот только свидетельствует о важности их роли в ведении дома. И, наконец, иудаизм смотрит на смерть оптимистически, веря в то, что истинная награда за добрые дела ожидает людей после смерти.
В дальнейшем мы рассмотрим отношения между евреями и неевреями и отличие иудаизма от других религий.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти