Темы: Хаей Сара, Авраам, Изучение Торы, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте уважаемые раввины! Вопрос по главе «Хаей Сара». Определенно не ясно, являются ли служанка Сары Агарь и Кетура одним лицом? Тора не сообщает ни слова о том, что Агарь было дано новое имя «Кетура», и не говорит нам, что это один и тот же человек. Однако комментарии Раши отождествляют Агарь с Кетурой. Немного исследовав данный вопрос, прибег к книге Иосифа Флавия «Иудейские древности», где не нашел ни намёка на то, что Агарь и Кетура — одно лицо. Более того, на «Толдот» наткнулся на статью раввина Александра Красильщикова под названием «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции 5. Выбор Лота», где Рав приводит следующие слова: «В общей сложности Аврам имел трёх жён. Каждая из них принадлежала к одному из родов Ноаха. Сарай происходила от Шема, Кетура — из семьи Яфета, а Агарь принадлежала к потомкам Хама».
Становится очевидным, что мнения ученых евреев по этому поводу разнятся. В свою очередь, хочу заметить, что Тора очень бережно преподносит события, связанные с Авраамом и людьми, которые связаны с ним. Эти события нам повествуют о становлении целых народов и их предназначении в будущем. Именно поэтому в Торе скрупулезно приведены все имена жен, наложниц и их детей. Именно Тора сообщает нам о том, в какую сторону ушли Агарь с Ишмаэлем и в какую — Кетура и её 6 сыновей. Тора оберегает нас на все века, чтоб мы не заблуждались, и достаточно понятно и верно преподносит нам те события, которые были в прошлом. Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари (праматери целого арабского народа), не войти в описание Торы, давая нам (потомкам) двоякое понимание о происхождении целых народов Европы, Ближнего и Дальнего востока?!! Y.
Шалом, уважаемый Y.!
Вы очень хорошо проанализировали источники. Даже тех цитат, которые Вы привели, достаточно, чтобы дать положительный ответ на Ваш вопрос. Многие очень важные с точки зрения историков события не нашли никакого отражения в Торе, зато иногда она «тратит» довольно много слов, повторяя какие-то, казалось бы, незначительные детали, вместо того, чтобы обобщить их.
Разумеется, необходимо объяснение, почему Тора поступает так. Боюсь, что я не в состоянии раскрыть такую важную тему должным образом, однако основной ключ к ней, думается, вот в чем. Слово «Тора» происходит от корня со значением «учить», «обучать», из чего следует — ее назначение не в том, чтобы донести до нас те или иные исторические сведения, а в том, чтобы НАУЧИТЬ нас, как правильно и хорошо жить. Иногда она учит нас на примере поступков праведников, иногда — прямым текстом излагая законы, а иногда и тем, что умалчивает о чем-либо, или, наоборот, «чересчур» распространяется.
В имени Ктура для нас главным является то, что оно символизирует ее праведность. Именно это Автор Торы посчитал необходимым донести до нас.
C уважением, Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Реувен Пятигорский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.