Темы: Наказание, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Младшие школьники, Отношения со сверстниками
Шалом, уважаемый консультант! Мой племянник в качестве наказания отбирал у сына игрушки либо лишал сладкого. Когда ребенок пошел в школу, он начал воровать у одноклассников, при этом не мог объяснить причину своих поступков, т.к. брал то, что в чем он не нуждается. Никакие беседы с ним не приводили к успеху. Только обращение к специалисту пролило свет на проблему — мальчик не воровал, по его разумению он таким образом «наказывал» одноклассников. То есть он с ними поступал так, как поступали с ним дома, отбирая в наказание что-либо, с той разницей, что дома ему указывали на причину лишения, а он этого в отношении наказуемого не делал. Посоветуйте, пожалуйста, альтернативные методы наказания ребенка в семье, которые не смогут найти столь негативного последствия при его социальной адаптации в детских коллективах. С уважением и благодарностью. Л.
Уважаемая Л.,
Реакция мальчика на наказания довольно странная, потому что, в общем, лишение сладостей или каких-то других удовольствий является общепринятым методом. И очень редко дети реагируют на это, присваивая себе право наказывать других детей, отнимая у них вещи тайком. Поэтому, думаю, было бы хорошо, чтобы психолог проверил, что вызвало у ребёнка такую реакцию, и посоветовал, как изменить линию поведения с ребёнком.
Что касается других видов наказания, то самый лучший метод — это заставить ребёнка нести ответственность за нарушение правил, т.е. ощутить последствия своего поведения. Например, с маленьким ребёнком: разбросал все игрушки и отказывается их собирать — забрать их все и не давать завтра, т.к. он не умеет с ними правильно играть. С ребёнком постарше: не вернулся вовремя с детской площадки — не может завтра идти гулять, т.к. не следит за часами. Не сходил в магазин и не принёс хлеба — вечером ужинает без хлеба, т.к. его дома нет. И т.д. Тогда ребёнок усваивает, что его поступки приводят к определённым последствиям.
Проблема в том, что родители обычно очень не любят этот вид наказаний, т.к. получается, что и им придётся потерпеть. Но на самом деле более действенного способа не существует. Так мы учим детей нести ответственность за свои поступки.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.