Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Правила шидуха, Хана Лернер
Как долго нужно встречаться до свадьбы? Что об этом говорит Тора? Как должны проходить встречи? Есть ли какие-то обязательства между встречающимися? Н.
Дорогая Н.!
С точки зрения Торы нет точного количества встреч. Но в религиозном мире принято устраивать определённое количество встреч в зависимости от круга, к которому принадлежат парень и девушка. Если они выросли в религиозных семьях — до 5—6 встреч. Если они баалей-тшува, то до 10 встреч. Т.е. не запрещено устраивать больше или меньше, но если встреч будет меньше, то решение может оказаться непродуманным, не взвешенным, недостаточно серьёзным. Если встреч больше, это может запутать, т.к. теряется свежесть восприятия другого человека, может появиться привычка, и тогда сложно будет понять: вы хотите вступить с этим человеком в брак или просто привыкли к нему. Есть люди, у которых занимает больше времени принять решение, есть такие, которые могут сделать это быстро. 10 встреч считаются оптимальным сроком. Если человек не может ничего решить после 10 встреч, советуют сделать перерыв на 2 недели, не встречаться, не разговаривать, не переписываться в это время. И, как правило, после такого перерыва уже ясно, хотите вы вступить в брак с этим человеком или нет. Важно, чтобы был человек, который умеет вести встречи — рав или опытная шадханит, и чтобы в случае сомнения была возможность посоветоваться с компетентным равом.
Первые две встречи обычно длятся полтора-два часа, дальше принято уже — 3—4 часа, а что касается последних встреч — хорошо бы, чтобы парень с девушкой провели вместе целый день. Но всё это должно быть обязательно в людном месте. Запрещено уединяться в закрытом помещении. Запрещено физическое прикосновение.
До ворта («помолвки») у парня и девушки нет никаких обязательств. Не принято ходить в рестораны и заказывать дорогие блюда или дарить дорогие подарки, т.к. у человека может возникнуть ощущение, что он что-то должен другому. Но посидеть в лобби гостиницы или в кафе за чашкой кофе с пирожным — это принято и очень красиво.
Есть и другие мнения. Я делала как-то шидух хасиду Бельз, который сказал, что у них не принято на шидухе пить или есть — так как это может помешать понять: нравится сам человек или нравится атмосфера и кофе с печеньем.
С уважением, Хана Лернер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.