Темы: Йешива, Талмуд, Раши, Изучение Торы, Тосафот, Сончино, Рав Арье Гальчук
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Обычно после цитаты из Талмуда в скобках идут две цифры через запятую или точку с запятой. Скажите пожалуйста, что они обозначают и как их озвучить?
Шалом! Спасибо за вопрос.
Что за две цифры приводятся после цитат из Талмуда?
Классическое издание Талмуда поделено на трактаты, а каждый трактат, в свою очередь, — на листы и страницы. Лист — две страницы. Листы обозначают буквами святого языка, согласно их числовому значению, а страницы — двумя первыми буквами алеф и бет или, соответственно, одной или двумя точками. Например: двенадцатый лист, первая страница обозначается יב. (йуд-бэт и одна точка) а двенадцатый лист, вторая страница — יב: (йуд-бэт и две точки). В русском тексте принято писать 12а и 12 б.
Лист Талмуда в знакомой нам форме появился в конце 15 в. в Италии. Там, в типографии города Сончино, решили поместить текст Талмуда в центре, а классические комментарии Раши и Тосафот по бокам — Раши с внутренней стороны листа, Тосафот — с внешней, а прочие комментарии в конце трактата. Чуть позже, в венецианском издании 1520 года, появляется общепринятая разбивка на листы и страницы. Постепенно лист Талмуда «обрастает» разнообразными дополнениями и примечаниями, которые печатают на полях — вокруг комментариев Раши и Тосафот.
Пожалуй, самым удачным изданием Талмуда, получившим всеобщее признание, стало напечатанное в Вильно в типографии вдовы и братьев Ромм в 1880 году. Текст Талмуда и основных комментариев во всех современных изданиях выглядит совершенно одинаково — как в тогдашнем виленском издании. Таким образом закрепилось не только общепринятое деление на листы и страницы, но и так называемая «форма листа» — определенный вид всех листов Талмуда. Существует даже особый экзамен — на знание Талмуда «на иглу». Лист протыкают иголкой, и человек должен сказать по памяти, какое слово проткнуто на каждой из страниц.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Тот, кто углубленно изучает Талмуд, видит, что похожие внешне ситуации могут по сути дела сильно отличаться друг от друга. И поэтому толкования мудрецов в разных трактатах различны.
Хава Куперман,
из цикла «Уроки еврейской истории»
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Браха Губерман
О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда
Рав Бенцион Зильбер
Неужели в Торе действительно сказано, что Всевышний потребовал человеческих жертвоприношений? Хотелось бы ошибиться!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Браха Губерман
Великий комментатор Талмуда рабби Ицхак бен рабби Шмуэль
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Неизвестный автор
Автор на сайте Toldot.ru. Часто отвечает на вопросы посетителей сайта.
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Что говорят комментаторы?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.