Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Финансовые вопросы, Ашер Кушнир, Рав Ашер Кушнир
Здравствуйте! Сколько надо платить за шидух? Мне шадханит назвала фантастическую сумму — 500 долларов. Справедливо ли за пару телефонов брать такие суммы? И надо ли вообще платить? Александр
Уважаемый Александр!
Вы задаете несколько вопросов, поэтому попробую ответить по порядку.
Надо ли платить за шидух?
Да, надо. По установленному нашими мудрецами закону плата за шидух подобна оплате труда наёмного работника. И если человек уклоняется от оплаты, шадханит может подать на него иск в раввинский суд. Это со стороны сухой буквы закона.
Но и без этого последствия такого поступка могут быть самые неблагоприятные. Как предупреждают мудрецы и как известно из опыта жизни, неоплата может повлиять мистическим образом на отношения между мужем и женой.
Справедливо ли это?
Конечно же, мы не обсуждаем то, что уже повелевается, но саму Вашу постановку вопроса стоит проанализировать. Стоит понять, почему у Вас закралось сомнение в справедливости того, что работу шадханит надо оплачивать. Если поймём, то прояснится и ответ Вам.
Причины могут быть разные, и о них можно только догадываться.
1. Может, Вам кажется, что за «пару телефонов» несправедливо брать такие деньги. Но тогда стоит поинтересоваться, сколько усилий занимает сделать хоть один шидух. То есть, сколько времени тратится на предварительные встречи и знакомства с возможными кандидатами, сколько телефонных звонков требуется, чтобы выяснить необходимую информацию и понять хоть одного человека, не говоря уже о том, сколько времени и усилий требуется, чтобы снова и снова вести его шидух и т.д. Тут и ответ Вам. Может быть, усилия шадханит внешне выглядят незначительными, но на самом деле ей приходится проделывать большую работу, чтобы в конечном итоге прийти к какому-то конкретному результату. Так неужели за это ей не полагается плата?
2. А может быть, по старинке привыкли получать то ли бесплатно, то ли «за бутылку»? В таком случае, ответ Вам, что это «по-ихнему», но это не по-нашему…
3. Но, скорее всего, Вы полагаете, что такое важное дело, как шидух, надо делать бесплатно, ведь это мицва… На это можно ответить, что если уж это мицва, то не мы, а мудрецы Торы должны решать, полагается платить за эту мицву или нет…
4. Конечно, возможна и совсем другая причина сомнений, которая лежит в плоскости общечеловеческих качеств и пороков, но разбирать её не стоит, так как ответа на это, увы, нет…
Так или иначе, платить надо!
Сколько надо платить?
Платят столько, сколько изначально было условлено с шадханит. А если не было договора, то величина оплаты зависит от того, что принято в том обществе. Конкретно, в нашей среде русскоязычных баалей тшува нет установившейся таксы и решение определить непосредственную сумму предоставлено самой шадханит. Естественно, она должна прежде об этом посоветоваться с раввином.
Почему так много?
Не знаю, 500$ — это много или мало, всё относительно и зависит от многих обстоятельств, включая Ваши реальные доходы… Тут же речь идёт о принципе.
Представьте, что Вы уже много лет ищете свою будущую жену. Многочисленные встречи, усилия, затраты, бессонные ночи, но, увы, всё тщетно. Вы в отчаянии обращаетесь за помощью к одному знакомому. Он кивает головой:
— Я знаком с подходящей девушкой. А сколько Вы готовы заплатить за информацию о ней, то есть, во сколько Вы оцениваете будущую жену?
— Миллионы!
— Вы уверены?
— Уверен! Жена стоит всех денег в мире!!!
Он даёт Вам её данные, Вы с ней встречаетесь, и оказывается, что это действительно та девушка, которую Вы искали. Как здорово, мир прекрасен, эйфория!
Но вот пришло время отблагодарить Вашего знакомого. Вы идёте к нему каменными ногами, встречаете и дрожащим голосом спрашиваете:
— Сколько?
А он Вам:
— Всего лишь 500$…
Так это много или мало?
С уважением, Ашер Кушнир
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.