Темы: Трапеза, Суббота, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Спасибо большое за Вашу столь важную работу! И за возможность найти ответы на многие вопросы! Могли бы Вы объяснить, как следует проводить четвертую трапезу (что есть и пить, в какое время на исходе субботы — до или после Хавдалы) и какое благословение на еду говорить? (Т.е. это благословение относится еще к субботе, или уже к будням)? Заранее спасибо! N.
Здравствуйте, N.!
На исходе субботы, после Авдалы, устраивают трапезу, которая называется Мелавэ Малка. Об обязанности устраивать ее сказано в гемаре Шабат 119а: «Сказал раби Ханина, пусть каждый человек после окончания субботы накроет на стол даже ради кэ-зайт (небольшого количества) еды…» И Раши, комментируя это, объясняет: мы так поступаем, чтобы проводить субботу так, как провожают царя или царицу, когда они покидают город, который посетили. Отсюда и название «Мелавэ Малка» — «Проводы Царицы».
Еще эта трапеза называется трапезой царя Давида (Сэудата дэ-Давид Малка Мэшиха). В Гемаре сказано: царь Давид знал, что днем его смерти будет именно суббота, но не знал, какая точно. Поэтому каждый раз после завершения субботы Давид устраивал трапезу — в честь еще одной дарованной ему недели жизни.
Мелавэ Малка называют также «четвертой трапезой», что подчеркивает ее связь с тремя субботними трапезами. Согласно Аризалю, эта трапеза считается в некоторой степени субботней, т.к. святость субботы частично распространяется и на вечер после нее (Шаарей тшува 300:1; Бен Иш Хай). Тем не менее благословения произносят будничные, т.к. после Авдалы — это уже будни. Аризаль также говорит, что три субботние трапезы соотнесены с тремя нашими праотцами, Авраамом, Ицхаком и Яаковом. А четвертая трапеза — Мелавэ Малка — связана с царем Давидом.
В древних книгах говорится об особой святости этой трапезы. В книге Зоар и в Мидраше Ваикра Рабба 18:1 сказано, что в теле каждого человека есть косточка «Луз» (в некоторых книгах она называется «Нисхо»), которая даже после смерти никогда не истлевает, и именно с этой косточки в будущем начнется воскрешение из мертвых. Мелавэ Малка питает эту косточку, она растет только благодаря этой трапезе. А в Гемаре (Шабат 119а) сказано, что горячая еда или напитки на исходе субботы лечат, подобно лекарству.
В хасидском учении этой трапезе придается большое значение, в особенности потому, что она связана с избавлением, которого мы ждем. Считается, что Машиах не может прийти в субботу, поэтому на исходе субботы мы заново начинаем ждать Машиаха, который может прийти в любую минуту.
Мелавэ Малка — обязательно или «факультативно»?
Есть спор между поским (галахистами), является эта трапеза такой же обязанностью, как три субботние, или нет. Согласно мнению Мишны Бруры (300:3), Мелавэ Малка не является такой же обязанностью, как три субботние трапезы. Тем не менее, без веских причин отменять ее запрещено.
Однако есть мнение, согласно которому, если третья трапеза затянулась до исхода субботы, это засчитывается как Мелавэ Малка. А поскольку, как правило, мы заканчиваем третью трапезу уже после исхода субботы, то и обязанности устраивать еще одну трапезу на исходе субботы не существует (Элиа Рабба 300:1, Элеф ла-Матэ 300:18). На это мнение полагаются все те, кто не делает четвертую трапезу каждый раз после субботы. Но автор Каф а-Хаим (300:11; раби Яаков-Хаим Софер, один из величайших сефардских галахистов) писал, что по Каббале четвертая трапеза должна быть отдельной, полноценной трапезой, а не частью третьей субботней трапезы.
Некоторые законы и обычаи, связанные с трапезой Мелавэ Малка
С уважением, Моше Сытин
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Авраам Коен
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.