Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Чудеса, Танаим, Александр Кац
Раби Ханина бен Доса — прославленный чудотворец и праведник. Ученик р. Йоханана бен Закая.
В заслугу его молитв исцелялись больные, и он мог заранее предсказать: «Этот будет жить, а этот умрет», т.к. чувствовал, когда его молитва принимается, а когда отвергается (Брахот 34б).
Рассказывается, что, когда заболел сын р. Гамлиэля, тот направил посланцев к р. Ханине. Вознеся молитву, р. Ханина сказал: «Возвращайтесь, жар уже оставил больного». Посланцы запомнили время его молитвы, и, когда они вернулись к р. Гамлиэлю, оказалось, что исцеление произошло именно в то мгновение.
В другой раз, когда р. Ханина исцелил от смертельной болезни сына своего учителя р. Йоханана, пораженная жена р. Йоханана воскликнула: «Неужели твой ученик Ханина более велик, чем ты?!». Р. Йоханан объяснил: «Я подобен министру, которого только изредка допускают к Царю, а Ханина подобен служке, который входит к Царю в любую минуту» (Брахот там же).
Своей молитвой р. Ханина вызывал и прекращал дожди (Таанит 24б).
Он обладал обостренным сознанием того, что все во Вселенной происходит исключительно по воле Всевышнего. Однажды его дочь по ошибке залила в субботнюю лампаду вместо масла уксус. Раби Ханина успокоил ее: «Какая разница?! Тот, Кто повелевает маслу гореть, прикажет, чтобы уксус, горел, как масло». И действительно, лампада с уксусом светила весь Шабат, и от нее был взят огонь для авдалы (там же 25а).
Семья р. Ханины жила в крайней бедности. В трактате Брахот (17б) рассказывается, что Голос с Небес провозгласил: «Весь мир насыщается в заслугу Ханины, Моего сына, а Ханина, Мой сын, обходится горстью стручков рожкового дерева от одного Шабата до другого». В Талмуде сказано, что заслуги р. Ханины охраняли все его поколение (Хагига 14а).
Раби Ханина был известен своей абсолютной порядочностью и высочайшими нравственными качествами. Комментируя стих Торы (Шмот 18:21): «Ты же высмотри из всего народа… людей правдивых, ненавидящих корысть», мудрецы объясняют: «подобных р. Ханине бен Досе» (Мехильта, Итро 2).
Он учил: «У того, чьи добрые дела превосходят его мудрость, мудрость будет устойчивой, но у того, чья мудрость превосходит его дела, мудрость недолговечна» (Авот 3:9). И еще он говорил: «Каждым, кем довольны люди, доволен и Б-г, но каждым, кем недовольны люди, и Б-г недоволен» (там же 3:10).
Раби Ханина был свидетелем разрушения Храма (Седер адорот).
В трактате Сота (49а) отмечается, что «со смертью р. Ханины перевелись люди, творящие великие чудеса».
Пещера, в которой он погребен, расположена в Галилее, у деревни Арбэ.
Читайте: 17 Таммуза и 9 Ава — период скорби о разрушении Храма.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти