Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем более праведным был человек, тем меньшая его часть находится на Земле?

Темы: Исправление, Душа, Каббала, Переселение душ, Рав Даниэль Маршальский

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня просьба прояснить такой вопрос. Читала (также и на этом сайте), что в земную жизнь отправляется только та часть души человека, которая нуждается в исправлении. Т.е., чем более праведным был человек, тем меньшая часть его находится на Земле. Здесь, как бы в подтверждение этого, упоминалось, что, к примеру, дауны — это праведники, явившиеся для окончательного исправления. В другом же месте я прочитала, что физические недостатки человека обусловлены его душевными изъянами. И уже совсем непонятно, как можно быть на земле праведником, мудрецом и вообще человеком с наилучшими качествами, т.е. трудно представить все эти качества в человеке, находящемся здесь «частично». Ведь праведник скорее воспринимается как идеальный, т.е. «целый». Если можно, просьба хотя бы вкратце дать ответ, прежде чем перенаправить меня к длинному списку статей, как это, к сожалению, было сделано в ответе на мой предыдущий вопрос. Спасибо. Ника

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, Ника.

Понимаю, в какое замешательство могут привести утверждения, понятые таким образом.

Давайте для начала попробуем разобраться в самом вопросе.

В своем письме Вы предполагаете, что существует такое явление, как реинкарнация. Но с этим далеко не все согласны.

Многие еврейские мудрецы не принимают эту идею и полагают, что само понятие реинкарнации — не еврейское.

Рав Саадия Гаон в своей книге полностью отрицал существование такого явления, считал абсурдной саму идею и назвал людей, которые полагают реинкарнацию возможной, «подобными» евреям, т.е. не евреями (Эмунот вэ-Дэот 6).

Рамбам игнорировал эту идею вообще, не придавал ей никакого значения. Однако людям, знакомым с его трудами, абсолютно ясно, что Рамбам отрицал существование такого явления. Его сын, раби Авраам бен а-Рамбам, открыто выступал против идеи реинкарнации и считал её неуместной в еврейской Традиции.

Раби Йосеф Альбо также не хотел принимать идею реинкарнации и в своей книге доказывал её нелогичность (Сефер а-Икарим 4, 29).

Рабейну Хасдай Крескас пишет, что представление о реинкарнации нелогично и, только если ему докажут, что оно имеет корни в еврейской Традиции, он готов будет эту идею принять (Ор а-Шем 4, 7).

Идея о реинкарнации «продвигается» мудрецами Каббалы. Ей уделено большое внимание в книге Зоар. Рав Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Аризаль) отводит этой теме много места в своих трудах.

Раби Менахем Реканати пишет, что книга Иова полностью построена на идее реинкарнации.

Раби Леви бен-Хавив в своей книге ответов делит мудрецов на две группы. Первая группа — рационалисты, которые считают, что реинкарнация невозможна и это не еврейское понятие. Вторая группа — мудрецы Каббалы, которые утверждают, что реинкарнация, несмотря на свою «нелогичность», является неотъемлемой частью «скрытой» Торы (Ответы Ралбаха 8).

Итак, согласно мнению многих мудрецов, рассуждения о реинкарнации вообще не начинают. Но так как существуют мнения раввинов, полагающих вопрос о реинкарнации уместным в еврейском мировоззрении, Ваш вопрос легитимен и требует ответа.

Согласно Аризалю существует несколько причин, по которым душа проходит реинкарнацию. В основном, речь идет о душах тех праведников, которые по разным причинам не закончили свою миссию в течение жизни. Причиной может быть незначительный грех, который, с одной стороны, не так велик, чтобы за него полагалось наказание, но который, с другой стороны, следует исправить, иначе праведник не сможет в совершенстве наслаждаться близостью к Всевышнему в Будущем мире. Причиной реинкарнации может стать и то, что праведник не успел достаточно глубоко изучить определенные части Торы или не успел обнародовать свои идеи и комментарии к Торе. Есть различные причины, по которым праведник может не достичь совершенства в своей жизни, и ему как праведнику дают второй шанс. Бааль Шем Тов также усиленно внедрял идею реинкарнации в еврейское мировоззрение и объяснял с ее помощью многие несчастья, которые постигли наш народ в его время. Почему некоторые дети умирают в младенческом возрасте, праведники погибают мучительной смертью, целые общины проходят через страшные погромы? — Это можно объяснить с помощью идеи реинкарнации. Эти праведники (или младенцы) в прошлой жизни также были праведниками, поэтому получили второй шанс на исправление своих ошибок.

Но важно подчеркнуть: ребенок, появившийся на свет с синдромом Дауна, или другой несчастный человек, в котором, согласно Каббале, живет часть души праведника, в этой жизни праведником не является! Он своими страданиями исправляет ошибки «прошлой жизни», но он не праведник. Праведник — человек, который каждую минуту своей жизни делает правильный выбор. Он выбирает в каждом случае поступить так, как обязывает Тора. Своим постоянным, в каждый момент, противостоянием соблазну неверного выбора он превращает себя в праведника. Только тот, кто поборол этот соблазн, может называться праведником. А те несчастные — духовны, то есть не тянутся к соблазнам и материальности, у них нет дурных замыслов и порывов. Но они в этой жизни не боролись и не стояли перед выбором, поэтому не могут считаться праведниками.

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.