Темы: Неевреи, Мировоззрение, Литература, Даниэль Маршальский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСуществует ли запрет на чтение нееврейских книг? Если точнее, то меня интересует, запрещено ли читать мифы древних народов и «Божественную комедию» Данте Алигьери? Н.
Здравствуйте, Н.,
Талмуд (трактат Санэдрин) приводит мишну, которая гласит: у каждого еврея есть доля в олам а-ба — будущем мире, кроме тех, кто отрицает грядущее воскрешение мертвых, Б-жественное происхождение Торы и неограниченность власти Всевышнего. Раби Акива добавляет в этот список и тех, кто читает сфарим хицониим.
Это книги, которые по разным причинам не были включены в Танах, несмотря на свое сходство с книгами Танаха. Надо подчеркнуть: в них нет отрицания еврейства, наоборот, они очень похожи на книги Танаха и по смыслу.
Почему же раби Акива запретил их читать?
Талмуд приводит два объяснения. Первое: раби Акива запретил читать книги, отрицающие принципы еврейства, а не книги, оставшиеся вне еврейского канона. Второе объяснение — мнение рава Йосефа: книги, не вошедшие в канон, тоже запрещены, так как содержат много ошибок.
Рамбам в комментарии к Мишне объединяет эти два объяснения и пишет: нельзя читать книги, отрицающие принципы иудаизма, и книги, не вошедшие в еврейский канон, так как в них содержатся не слова мудрости, а слова ненормальных, больных людей.
Рав Овадья из Бартануры (из Бертиноро; 15-ый век), комментируя эту мишну, добавляет в список книги Аристотеля и других греческих философов. Однако Рамбам (Маймонид) читал и изучал греческих философов, как это следует из его книг.
Автор Бейт а-Бхира (рав Менахем Меири, 13-ый век) объясняет: читать книги, не вошедшие в еврейский канон, запрещено, только если читатель воспримет их как истину. Но заглядывать в эти книги, не принимая их как истину, запрета нет.
Иерусалимский Талмуд отделяет книги, не вошедшие в еврейский канон, — их нельзя читать, так как человек по ошибке может принять их за истину, — от книг греческих поэтов, которые читать можно, так как их за истину не принимают.
Таким образом, из приведенных источников следует, что читать греческие мифы можно, так как ни один здравомыслящей человек их за истину не примет. Но вот «Божественную комедию» Данте, оперирующую понятиями, общими для евреев и христиан (ад, наказание грешников), можно «эмоционально» воспринять как истину. Хотя образы, созданные великим поэтом, не соответствуют еврейскому мировоззрению.
С уважением, Даниэль Маршальский
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Редакция Толдот
Рав Даниэль Маршальский родился в 1980 в г. Львове, в ноябре 1990 года совершил алию в Землю Исраиля
Гади Поллак
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Знакомьтесь — еврейство»
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Даниель Маршальский
Эта связь рвется? Тогда насколько они были одним человеком?
Гади Поллак
Гади Поллак
Рав Хаим Бурштейн
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Даниель Маршальский
Почему же часто говорят и пишут «Отец Небесный»?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина