Темы: Душа, Доказательство, Поиск истины, Берл Набутовский, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак доказать человеку атеисту, что у человека есть душа? М.
Уважаемый М.!
Честно говоря, меня Ваш вопрос немного удивил. Мне всегда казалось, что это абсолютно очевидно, что у человека есть душа. Разве Вы её не чувствуете? Ну, если нет, тогда давайте разберёмся.
Даже не обращаясь к еврейским источникам, мы находим массу доказательств того, что существуют такие феномены, как переселение душ и жизнь после смерти. Существование этих феноменов было научно доказано и подробно изучено. Самая известная работа по этому вопросу была опубликована доктором Рэймондом Моуди, но он далеко, далеко не единственный, кто изучал эти и другие парапсихологические феномены. Книги по этой теме не трудно найти.
Но если эти источники Ваших друзей не удовлетворяют или если они считают, что все учёные дружно и слаженно врут, Иудаизм нам даёт очень убедительное (с моей точки зрения) доказательство и без научных исследований. Имейте в виду, что то, что написано ниже, это только очень общая картина, в ней опущено множество деталей. Но для нашего доказательства нам большего и не нужно.
Иудаизм объясняет, что человеческая душа состоит из пяти частей, расположенных по вертикали — конечно, только в духовном смысле. Верхние две части нас сейчас вообще не интересуют. Мы рассмотрим только три нижние части. Они называются (снизу вверх) Нэфеш, Руах, Нэшома. Нэфэш довольно материальна, это просто стремление жить, или, более точно, стремление сохранить свой генотип. Нэфэш есть даже у животных. Её наличие выражается у них в желании есть, спать, производить потомство. У человека, существа более сложного, она может выражаться также в желании сделать хорошую карьеру или устроить ребёнка в престижный ВУЗ.
Нэшома, которая, собственно, и является предметом нашего доказательства, духовна. Она стремится к справедливости, честности, она вся построена на идеалах. Все стремления Нэшомы исходят из одного корня — желание выполнить Волю Творца, хотя, чтобы почувствовать это, надо проделать очень большую работу над собой.
Нэфеш это животное. Нэшома это ангел. Где же человек?
Руах, который если вы заметили, находится между Нэфеш и Нэшома, это именно то, что человек воспринимает как собственное «Я». Находясь между двумя полюсами, Руах находится в состоянии постоянного напряжения. Каждый из его соседей крайне односторонен и постоянно тянет в свою сторону. Именно Руах вынужден принимать решение, как мы должны поступить каждый раз, когда перед нами стоит дилемма морального свойства. То есть, свобода выбора, которой Вс-вышний наделил нас, «находится» именно в Руахе и обеспечивается наличием двух начал — животного и духовного.
Здесь надо оговориться, что не все решения это дело рук Руаха. Решение чисто практического свойства, например, вложить деньги в золото или в биржу, купить 20-процентную сметану или 15-процентную, надеть сегодня жёлтый пиджак или фиолетовый, принимаются Нэфешем. Аналогично, решения чисто духовные принимаются Нэшомой. В принятии таких решений вообще не проявляется свобода выбора. Даже кошка иногда вынуждена решать, чего ей сейчас больше хочется — рыбки или молочка.
Ещё одна оговорка. Как уже было сказано, человек постоянно находится в состоянии внутреннего конфликта — между физическим и духовным. Это утверждение относится только к обыкновенному человеку. Тот, кто в течение долгого времени прислушивается только к голосу одного из двух начал, постепенно заглушает другое начало. Так появляются люди, у которых свободы выбора почти нет. Они почти полностью живут Нэшомой, как ангелы, или Нэфешем, как животные.
Вот мы и подошли к доказательству того, что у человека есть Нэшома — Б-жественная душа. С точки зрения биологии, у человека не должно возникать моральных дилемм. Само понятие «мораль» с точки зрения биологии это полная бессмыслица. Для выживания генотипа мораль не нужна. Более того, она мешает! По Дарвину, готовность поступиться деньгами, удобством, честью и, наконец, самой жизнью ради принципа — это полная аномалия. Особь, которая идёт вместе со своим потомством на костёр ради идеи — это неудачная мутация. Она должна была вымереть сразу же после возникновения. Животным полностью чуждо само понятие о духовных стремлениях. На самом же деле, разница между нами и животными не только количественная (мы умнее), но и качественная. Нам свойственны сомнения. Нас мучает совесть. Нам мешает несправедливость. Мы чувствуем себя некомфортно, узнав о страдании людей, которые не имеют к нам никакого отношения. Мы явно не вписываемся в картину «выживание сильнейших». Это потому, что нами движет высшая сила. Мы не просто умные животные. У нас есть душа.
Если Вам попытаются возразить, что мораль нужна нам, чтобы выжить в обществе, можете уверенно ответить, что это не так. Подлецы, воры, взяточники и бандиты живут ничуть не хуже и не беднее других людей. Даже наоборот.
Люди, которые всю свою жизнь руководствовались своими низменными желаниями, стремлением к выгоде, почестям, не уменьшают свои шансы на выживание. Почему же многих из нас такая жизнь не удовлетворяет? Потому, что в нас ещё слышен ангельский голос нашей Нэшомы, Б-жественной души, которая совсем «не от мира сего». Главное уметь прислушаться к ней.
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: Праведник, которому плохо, и грешник, которому хорошо
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Реувен Куклин
Является ли эта личность частью Души, или это нечто физическое?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Природа? Структура? «Плотность»? Размер? Геометрия?
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Ашер Кушнир
Рав Барух Лехт
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем, видеоуроки»
Рав Моше Пантелят
Рав Овадья Климовский
…и куда она попадает после смерти?
Рав Реувен Куклин
Как узнать, какие грехи Б-г простил и простил ли Он вообще?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина