Темы: Медный змей, Пятикнижие, Моше, Хукат, Билам, Колдовство, Моше Абрамович
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, пожалуйста, уважаемый рав! Где находился медный змей, что все, кого кусали змеи, мог его увидеть? И куда он делся потом, после того, как змеи перестали кусать? Спасибо, с уважением, Н.
Уважаемая Н.!
Действительно, не так просто представить, как Моше установил медного змея. Хотя в Торе сказано просто (Бемидбар 21, 9): «И сделал Моше медного змея, и поместил его на шесте (нэс)» — так, чтобы тот находился достаточно высоко и был виден с разных концов стана. Однако Мидраш (Бемидбар Рабба 19, 23) говорит о другом значении слова нэс — не «шест», а «чудо». Там сказано: «Подбросил его в воздух, и он там остановился — чудом!».
Это, конечно, не единственное упоминание о преодолении законов гравитации в Мидраше. Эта мудрость была известна в древности. Достичь такой способности можно было двумя путями. Либо с помощью колдовства, но для этого надо было опуститься до максимальной духовной нечистоты. Либо с помощью каббалистического воздействия, требующего максимальной духовной чистоты.
Мидраш из книги Зоар (глава Балак) говорит: спасаясь от мести отряда Пинхаса, Билам, величайший колдун, поднялся в воздух. Тогда Пинхас послал за ним богатыря Цлию из колена Дана, и тому удалось «приземлить» Билама.
Отсюда следует и ответ на Ваш второй вопрос. Со временем сверхъестественные свойства и способность врачевания стали считать колдовством. Из медного змея сделали идола и поклонялись ему. Тогда царь Хизкияу уничтожил медного змея, о чём сказано в Талмуде (Брахот 10 б). Он не только уничтожил медного змея, но и укрыл в неизвестном месте знаменитую «Книгу врачевания» — чтобы было ясно: в первую очередь о выздоровлении надо просить Всевышнего. Это произошло во времена Первого Храма.
С уважением, Моше Абрамович
Рав Бенцион Зильбер
Чем медный змей лучше золотого тельца?
Рав Моше Абрамович
Чему радовался царь Давид, услышав: «В дом Всевышнего пойдём?»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Хукат»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.