Темы: Бешалах, Армия, Значение слов в Торе, Исход из Египта, Оружие, Комментарий, Рав Моше Абрамович
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! В недельной главе Бешалах 13:18 сказано, что сыны Израиля вышли вооруженными из страны Египетской. РАШИ разъясняет: חמושים означает именно «вооруженными», «подпоясанными оружием». В связи с этим возникает вопрос — ведь евреи находились в Египте на положении рабов, а рабы, как правило, не имеют право носить оружия. Т.е. получается, что евреи обрели оружие непосредственно перед Исходом? Или они получили оружие каким-то другим способом? Заранее благодарю за ответ! И.
Уважаемый И.,
Согласен, рабы не имели права носить оружие. Но не все колена были на одинаковом положении. Например, колено Леви не было в рабстве, а в Пиркей дэ-раби Элиэзер (ч. 47) сказано, что колено Эфраима было царского рода и поэтому не испытало тягот рабства. Известный мидраш рассказывает, что за тридцать лет до Исхода вооружённый отряд из колена Эфраима вышел из Египта, но почти все погибли в сражении с плиштим (филистимлянами).
Так что часть евреев была вооружена и до выхода из Египта. А те, кто не имел оружия, могли его получить не только тайно — от своих, но и с согласия самого фараона. Как пишет рав Штейнман в Айелет а-Шахар: сказали фараону, что берут оружие для защиты от опасностей в пустыне. При этом не исключено, что и в этом была Рука Небес: как сказано в Псикта дэ-рав Каана, у каждого еврея при выходе из Египта было пять видов оружия — от меча до лука.
Интересен вопрос: зачем евреям нужно было оружие? Всевышний выводит евреев из Египта, чтобы привести их в Святую Землю, — кто может противостоять?!
Рав Штейнман полагает, что оружие было необходимо, потому что нельзя полагаться на чудо. А в действительности всё зависело от святости еврейских воинов. Как пишет Раши в комментарии к Дварим 1:8: «Если бы не послали разведчиков, то вошли бы в Святую Землю и без оружия, и без войны. И так было в войне с Мидьяном, когда был послан еврейский отряд в 12 тысяч праведников, и взяли они священные предметы, при виде которых пали воины Мидьяна. А то, что написано (Бамидбар 31:8) “а Билама сына Беора убили мечом”, означает: его единственного — мечом, и то — его собственным».
Чем выше уровень святости армии… Как это актуально сегодня.
С уважением, Моше Абрамович
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Ашер Кушнир
И не стыдно вам не проливать кровь?
Рав Яков Шуб
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Бшалах
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Натан Агрес
Рав Зеев Урман
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина