Темы: Хупа, Свадьба, Яков Шуб, Шошвиним, Обычай
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, расскажите, пожалуйста, почему принято, что жених и невеста не идут под хупу сами, а их ведут другие люди? И зачем невеста обходит вокруг жениха?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Вести жениха и невесту под хупу — это давний обычай, который упоминается уже в ранних мидрашах. Сказано, что ангелы Михаэль и Гавриэль вели первого человека, Адама, под хупу (Бэрейшит Рабба 8:13).Ташбец, один из ранних комментаторов, объясняя этот обычай, говорит: поскольку жених уподобляется царю, окруженному свитой, его ведут два человека, один справа, другой слева.
Сегодня людей, которые ведут жениха и невесту под хупу, называют шошвиним, хотя в Гмаре этот термин означает нечто иное (респонс Беэр Моше 3:184).
Обычно шошвиним со стороны жениха — это отец жениха и отец невесты. А со стороны невесты — мать невесты и мать жениха, хотя могут быть и исключения. Отец жениха становится справа от жениха, также и мать жениха становится справа от невесты (Нитэй Гавриэль 17:4). Многие галахические авторитеты полагает, что обычай состоит именно в том, что жениха ведут мужчины, а невесту женщины. И поэтому возражают против того, чтобы родители жениха вместе вели жениха, а родители невесты — невесту (респонсы Даат Софер 2:25, Шевет а-Леви 3:187).
Сначала шошвиним со стороны жениха ведут его к невесте, чтобы он покрыл ее голову фатой (инума), а затем ведут его под хупу и ожидают там появления невесты. Мидраш Пиркей де-Раби Элиэзер (гл.41) говорит, что когда Моше рабейну созывал евреев перед дарованием Торы, он говорил им: «Подымайтесь, уже пришел жених и ожидает, когда приведут невесту под хупу». Поэтому и принято, что жених заходит под хупу раньше невесты. После этого шошвиним со стороны невесты ведут ее под хупу.
Принято, что шошвиним вместе с женихом делают несколько шагов из-под хупы навстречу невесте и возвращаются на место (Шулхан а-Эзер 2:32 (2)). Этот обычай также берет свое начало со времен дарования Торы, поскольку сказано, что Всевышний вышел навстречу евреям (Дварим 33:2), подобно жениху, выходящему к невесте (Раши, Шмот 19:17).
Затем шошвиним жениха отходят назад, а шошвиним невесты обходят с ней вокруг жениха семь раз (в некоторых общинах три раза) (Кицур Шулхан Арух 147:4). Намек на этот обычай можно найти уже в Книге Зоар (Тикунэй Зоар 13). Обходить принято против часовой стрелки (А-Нисуин ке-Илхатам 12, прим. 151).
После этого невеста становится по правую руку от жениха, как сказано: «…царица стоит по правую руку твою (в золоте офирском)» (Тэилим 45:10). На иврите последние буквы этих слов (ницва шегаль л-иминэха — hэй, ламед, каф)составляют слово кала (каф-ламед-hэй — «невеста») (Арух а-Шулхан 62:9). Затем начинается основная часть свадебной церемонии.
В заключение следует отметить, что не все эти обычаи приняты у сефардских евреев, поэтому им лучше уточнить у своего раввина.
С уважением, Яков Шуб
Рав Исроэль-Меир Лау
Почему хупу ставят под открытым небом? Еврейская свадьба.
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Почему при помолвке разбивают глиняную или керамическую тарелку?
Рав Бенцион Зильбер
Как наличие Ктубы влияет на детей?
р. Ури Калюжный
В чем величие еврейской пары, стоящей под хупой?
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Может быть, посоветуете какие-нибудь сгулот?
Рав Лейб Александр Саврасов
еврейская свадьба — кидушин
Рав Натан Агрес
Откуда взялись разные обычаи?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.