Темы: Раби Йеуда хаНаси, Толдот, Эсав, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброе время суток. Читаю недельную главу с комментариями Раши, главу Толдот, написано:23. И сказал Господь ей: Два племени в чреве твоем, и два народа из утробы твоей расходятся; а народ от народа крепнуть будет, и старшему служить младшему.Комментарий Раши: Два племени (гоим) в чреве твоем — читаем гоим, но написано гэим, исполненные достоинства. Это Антонин и Раби, со стола которых редис и латук не исчезали ни в жаркое, ни в дождливое время года [Авода зара 11а].А что значит «Это Антонин и Раби», что это были за люди?
Шалом!
Рабби — так уважительно называли одного из великих танаим — учителей Мишны. По-другому он известен под именем рабби Йеуда а-Наси, так как он возгавлял Сангедрин (высший законодательный орган того времени) последнего поколения танаим. А в народе его называют Рабейну а-Кадош, из-за его исключительной святости. Во времена рабби Йеуды А-Наси наступило относительное затишье в противостоянии с римлянами, и он воспользовался этим, чтобы завершить величайший труд, начатый предыдущими поколениями танаим — кодификацию Мишны, основы Устной Торы. Рабби предвидел, что евреям предстоят еще немалые трудности, войны и изгнание, поэтому он принял решение: хотя бы основа Устной Торы должна быть записана, иначе она, не дай Б-г, может быть утрачена.
Спокойствие было достигнуто, в частности, благодаря его дружбе с римским императором из династии Антонинов. Историки затрудняются указать, о каком именно императоре идёт речь, возможно, о Марке Аврелии. Антонин, как его называют мудрецы, был другом Рабби и очень почитал его. Они регулярно изучали Тору вместе, и когда императора не стало, Рабби сказал: «Распалась связка», имея в виду их дружбу. Мало кто мог удостоиться таких слов из уст праведника. Рабби был баснословно богат, и на столе его не переводились яства, доступные только царям — но самого его это не интересовало. Перед смертью он поднял вверх свои пальцы и сказал: «Владыка мира, ты знаешь, что даже на один мизинец я не брал ничего из Твоего мира ради удовольствия». Вся его жизнь была — служение Творцу.
Рабби был прямым потомком царя Давида, из колена Йеуды, четвертого сына Яакова. Отец благословил его, обещая, что от него произойдут многие цари и Учителя Закона в Израиле. Антонин же был потомком Эйсава — если и не прямым, то духовным. Римляне многократно сравниваются нашими Учителями с Эйсавом, антиподом Яакова. Но было в Эйсаве и доброе зерно, одно из яркий проявлений этого — император Антонинус.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Проблема Яакова
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Он был дружен с тремя римскими императорами, в течение полувека последовательно сменявшими друг друга
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
У Ицхака и Ривки после долгих молитв рождается двойня — Эсав и Яаков
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Почти пять десятилетий раби Йеуда Анаси являлся политическим руководителем народа, духовным вождем и учителем своего поколения.
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.