Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Запрещено описывать ситуацию?

Темы: Злословие, Авраам, Сара, Ложь, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Из статей на вашем сайте о «лашон а-ра» я понял, что сплетни строжайше запрещены. И запрещено даже говорить что-то хорошее о другом человеке, потому что неизвестно, как наш рассказ отразится на человеке, в хорошую или плохую сторону. Берешит 18:13: Б-г говорит мысли Сары Аврахаму. Это НЕ сплетни! Б-г описывает ситуацию. Значит, вполне возможно говорить о ситуации, как ее видит кто-либо? Александр, Таллин

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Александр!

Очень любопытно, что Вы обратили внимание на то, что Всевышний сказал. Обычно комментаторы в этом месте подчеркивают, о чем Он умолчал — о том, что Сара упомянула не только о своей старости, но и о старости мужа. Эту информацию Б-г не стал передавать Аврааму как ненужную и даже вредную для мира в семье. Отсюда учат, что ради сохранения мира в семье можно сказать неправду (а заодно из этого комментария мудрецов следует, что полуправда — та же ложь).

Но обратимся к Вашему вопросу: а зачем вообще Б-г говорит Аврааму о том, что подумала Сара? В приведенном Вами отрывке речь идёт об очень специфичной ситуации, из которой нельзя вывести закон для остальных случаев. Тора рассказывает нам, что Всевышний обратил внимание мужа на ошибку его жены. В те далекие от современной демократии времена было принято, что муж отвечает за воспитание своей жены, так же, как за воспитание своих детей. Все они именуются бнейбейто, домочадцы, и он обязан следить за их духовным состоянием.

Можно было бы сказать, что такая информация о супруге вообще не имеет отношения к лшон а-ра, ведь Сара не сделала ничего дурного. Просто ошиблась, как говорят комментаторы, и подумала, что благословение получено не от ангелов, посланцев Б-га, а от простых странников. И мужу указали на ошибку жены, чтобы он исправил ее. Но это было бы не совсем точно, ведь для такой праведницы, как праматерь Сара, подобная ошибка едва ли допустима. Она должна была понимать, что нельзя пренебрегать даже благословением простого человека, поэтому Всевышний остался недоволен ее мыслями. Это необходимо было сообщить Аврааму, чтобы он разъяснил жене, в чём состоит правильный подход в данном случае — с точки зрения еврейского отношения к жизни.

Когда такой необходимости нет, нет разрешения говорить лшон а-ра, даже если это просто «описание ситуации». Ведь классическое определение лшон а-ра — это именно передача правдивой информации, порочащей другого или могущей нанести ему какой-то ущерб, физический, денежный или моральный. Распространение же ложной информации называется моци шем ра, попросту — клевета.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Сплетни — рехилут

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.