Темы: Провидение, Воспитание в духе Торы, Война, Народы мира, Пророчество, Вера и упование, Катастрофа
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ преподаю в еврейской воскресной школе. Перед 9 Мая меня попросили дать урок о событиях Второй мировой войны и Холокоста. Как с точки зрения иудаизма правильно сделать это для детей?
Большое спасибо, что обратились к нам.
Вы задаете достаточно непростой вопрос: как с точки зрения иудаизма правильно говорить с детьми о событиях Второй мировой войны и Холокоста?
На самом деле мы живем в уникальное время, когда еще можно встретить людей, переживших эти страшные события, и вживую услышать их рассказ. Поэтому на нас лежит особая ответственность — стать следующим звеном в цепи передачи знания и памяти о том, что произошло.
Поэтому можно посоветовать пригласить кого-то из ветеранов тех событий. Тогда, во-первых, дети смогут услышать всё из первых уст, что обычно производит особое впечатление на слушателей, во-вторых, это может быть хорошей возможностью для детей на практике выполнить заповедь уважения к старшим.
Известный современный раввин рав Ашер Вайс в своей книге «Минхат Ашер. Вера и упование» отмечает несколько моментов, которые стоит учесть, рассказывая детям о событиях Холокоста. Приведем вкратце и поясним некоторые из них.
1. Нужно рассказывать о страшной катастрофе, которая постигла человечество в целом и еврейский народ в частности. Нужно говорить о бесчисленных еврейских общинах и центрах Торы, которые были уничтожены и разрушены. О миллионах ни в чем не повинных людей, которые стали жертвами беспрецедентного геноцида.
При этом сообщать о страданиях жертв и зверствах их мучителей следует в той мере, которая подходит для возраста и уровня детей. Не стоит заострять внимание на боли и ужасах, которые постигли людей, чтобы не травмировать детей, не испугать их чрезмерно и не пробудить у них сомнения в том, что Творец управляет миром. Взрослым важно быть очень внимательными в этом отношении, учитывая особую чувствительность детей.
2. Следует рассказывать о проявлениях величия духа, когда даже в это страшное время люди рисковали жизнью ради исполнения заповедей и помощи ближнему. Нацисты целенаправленно и продуманно работали над тем, чтобы их жертвы потеряли человеческий облик, но зачастую добивались противоположных результатов.
Именно в это тяжелое время голодные и изможденные люди готовы были поделиться последних куском хлеба, чтобы спасти других. Были и такие, кто на грани голодной смерти не был готов есть некошерное.
3. Особое внимание следует уделить рассказу о том, как Б-жественное Провидение (Ашгаха) не оставляет еврейский народ. И из малочисленных «осколков», уцелевших во время страшной катастрофы чудесным образом, возродились новые еврейские общины, йешивы, хасидские дворы, которые процветают больше, чем прежде, и прославляют имя Творца в подтверждение слов пророка Йешаяу (66:14): «И увидите, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши, как зелень, расцветут, и откроется рука Господня рабам Его, и разгневается Он на врагов Своих».
Разговор о событиях Катастрофы может вызвать естественные вопросы о Провидении Творца в этом мире, но следует помнить, что не блестящие ответы и красивые философские объяснения помогли еврейскому народу пройти через многие столетия страданий и гонений, а цельная вера. Вера в то, что всё происходящее в этом мире — происходит по воле Творца и находится под Его контролем, и Он никогда не оставляет Свой избранный народ — даже в самые тяжелые времена.
И хотя не всегда сразу удается понять глубинный смысл происходящего, вера: всё, что ни делается, — к лучшему, хранила и оберегала еврейский народ. А возвращение еврейского народа на свою исконную Землю и возрождение из пепла еврейских общин и центров Торы — только очередное тому подтверждение.
Пусть Всевышний поможет Вам найти правильные слова и путь к сердцам Ваших учеников.
С уважением, Яков Шуб
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина