Темы: РАМХАЛЬ, Псалмы, Теилим, Свидетели, Добро и Зло, Ангел, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Раввин. Как понимать утверждение о том, что у каждого человека есть свой ангел? Александр
Здравствуйте, Александр! Спасибо за интересный вопрос.
В Талмуде в нескольких местах упоминаются ангелы, сопровождающие человека. Начнем со знакомства с ними.
Сказано в Тэилим (91:11): «Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе — хранить тебя на всех путях твоих». Мудрецы Талмуда так толкуют этот стих: «Два ангела служения сопровождают человека, и они же свидетельствуют о нем» (Хагига 16а и Таанит 11а).
А в трактате Шабат (119 б) сказано: «Два ангела служения сопровождают человека в субботу вечером из синагоги домой, один добрый и один злой. И когда приходит он домой, а там его ждут зажжённая свеча, накрытый стол и застеленная кровать, добрый ангел говорит: “Да будет воля (Всевышнего), чтобы и в следующую субботу было так же!”, и злой ангел вынужден ответить: “Омейн!” Если же это не так (т.е. дом не подготовлен к субботе), то злой ангел говорит: “Да будет воля (Всевышнего), чтобы и в следующую субботу было так же!”, и добрый ангел вынужден ответить: “Омейн!”».
Мааршо объясняет: как в трактате Шабат речь идет о добром и злом ангелах, так и в трактатах Хагига и Таанит — один ангел добрый, а другой злой. Однако некоторые комментаторы не принимают это мнение: ведь среди возвышенных ангелов служения нет зла.
Поэтому они полагают, что в трактате Шабат речь идет о добром и злом началах человека. И соответственно, их пожелания объясняются так: если человек исполнил заповедь как следует, его желание исполнять ее усиливается и ослабляет сопротивление злого начала. И, напротив, если человек выполнил заповедь «еле-еле», то в будущем она будет даваться ему еще тяжелее, так как желание исполнять ее ослабеет, а сопротивление усилится.
В книге «Мор у-Кция» (автор — рав Яаков Эмден) сказано, что ангелы, сопровождающие человека в субботу вечером, это те же ангелы, которые сопровождают его всегда, и они же — его доброе и злое начала. Подобное мнение мы находим и в Книге Зоар (к главе Толдот, с. 170).
Эти ангелы упоминаются и в трактате Брахот (60 б). Там сказано, что перед посещением туалета человеку следует обратиться к сопровождающим его ангелам с просьбой, чтобы они его подождали, а по другому мнению — чтобы они его охраняли. Однако раби Давид Авудрахам (автор комментария к молитвам, Севилья, 14 в.) приводит мнение, что эту просьбу следует произносить только очень богобоязненному человеку. И Шульхан Арух (Орах Хаим 3:1), приводя это «обращение к ангелам», отмечает, что сейчас не принято так говорить.
Однако это не значит, что такого сопровождения удостаиваются только богобоязненные люди. Ахароним («поздние» комментаторы) пишут: ангелы сопровождают всех, как праведников, так и грешников, но только богобоязненные люди могут себе позволить к ним обращаться. Ведь ангелы знают все поступки человека, в том числе и его грехи, и свидетельствуют о них.
В чем «задача» этих ангелов?
Во-первых, они призваны охранять человека, как это следует из рассматриваемого стиха Тэилим: «Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе — хранить тебя на всех путях твоих». Кроме того, это видно из нескольких упоминаний в Талмуде (Бава Кама 2 б; Шабат 53 б). «Сефер Хасидим» добавляет к этому, что ангел-покровитель человека молится о нем ещё до того, как человек начинает молиться сам.
Во-вторых, как мы видели, ангелы свидетельствуют обо всех поступках человека.
До сих пор речь шла об ангелах — спутниках человека.
Кроме того, слово «ангел» употребляется для обозначения духовного корня каждого творения. Так говорит Мидраш (Берешит Раба 10, 7): «Нет такой травинки внизу, у которой нет своего мазаля (что-то вроде ангела-покровителя) в Небесах, который ударяет по ней и говорит ей: “Расти!”» Иными словами, у каждого творения в этом мире, есть корень в духовных мирах, который является также источником его жизненной силы.
Рамхаль пишет об этом так («Путь Творца» ч. 1, гл. 5): «Один из великих принципов, известных нам, гласит, что всему, что находится в нижних мирах, соответствуют трансцендентные силы. Всякий объект нижнего мира развивается из этих сил и проистекает из них — в порядке, установленном Высшей Мудростью. Эти силы — корни нижних объектов, которые, в свою очередь, являются ответвлениями и порождениями этих сил, и они связаны друг с другом, как звенья в цепи…
Однако основа сущности мира и его истинное состояние — в этих высших силах… Таким образом, всё, что произошло или происходит в нижних мирах, проистекает из процессов, идущих в этих силах».
Насколько я понимаю, ангелы, которые сопровождают только людей, отличаются от ангелов, являющихся корнем каждого творения.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Перевод классической книги по еврейской философии великого каббалиста р. М.Х.Луцатто "Дерех Ашем".
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Теилим, гимны, песни восхваления
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Рав Бенцион Зильбер
Почему во всех поколениях еврейские женщины всегда читали именно Тэилим?
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш
Рав Зеев Урман
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.