Темы: Злое начало, Тшува, Рав Реувен Куклин, Грех, Душа, Совесть
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто вы скажете о понятии «совесть» с точки зрения иудаизма? Спасибо. Наталья
Уважаемая Наталья!
Совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. Если человек всё же поступает аморально, его мучают угрызения совести. Источник этого голоса — йецер а-тов (доброе начало), которое есть у каждого человека. Само наличие такого голоса свидетельствует, что у человека есть душа, и служит «аргументом» против дарвинизма (ведь совесть никоим образом не помогает человеку выжить).
Не существует человека, у которого нет и никогда не было совести. Каждый рождается с той или иной мерой совести. Однако совесть можно убить. Пишет рав Хаим Фридлендер в книге Сифтей Хаим:
«Человек создан с внутренними чувствами, называемыми совестью, и он совершает свои действия в соответствии с совестью. И когда он терпит неудачу, совершая грех, совесть кричит изнутри, чтобы он исправил сделанное, раскаялся и привёл свои действия в соответствие со своим внутренним миром. Но, конечно, необходимо ухо, способное услышать крик совести. Человек может также проигнорировать или заглушить этот крик, но, в любом случае, когда он первый раз совершает грех, совесть его кричит, и мучает его, и требует раскаяться. Но если человек проигнорирует её крик, он уже не будет чувствовать, как совесть мучает его и побуждает к раскаянию. А если он повторит свой грех, то на этот раз грех убьёт совесть. С этого момента совесть не кричит и не побуждает. Совесть уже не требует от него ничего, она уже мертва».
Так рав Хаим объясняет изречение Талмуда (Кидушин 20а): «Если человек не прислушался к голосу совести, Б-г наказывает его муками». Далее он пишет:
«Пока совесть ещё жива в человеке, существует надежда, что исправление придёт изнутри: ухо сможет услышать, и тогда человек пробудится и раскается, приведёт свои дела в соответствие со своим внутренним миром. В этом случае надежда не потеряна. Но если человек продолжает грешить и приходит к нему второе бедствие — он повторяет тот же грех, — то этот грех уже представляется ему разрешённым действием. Отныне он уже не сможет услышать крик своей совести… Единственная возможность — “…пока не примет ещё одно бедствие”, т.е. может случиться так, что к раскаянию его побудят события внешнего мира — бедствия и мучения, и он раскается из-за бедствий и мучений, которые потрясут его и заставят задуматься о том, что он делает».
Обычно совесть мучает человека, когда тот чувствует, что совершил какой-то поступок, который ему не подходит. Поэтому сказали мудрецы (Пиркей Авот 2:13): «Не будь грешником в своих глазах». Объясняет Рамбам, что «если человек ценит себя низко — не будет ему страшно совершить низость».
И ещё в одной ситуации человек не чувствует угрызений совести, совершив грех. Это происходит тогда, когда он совершенно не осознаёт, что его поступки дурны. Например, есть люди, для которых позлословить о ком-то совершенно не представляется грехом. Но Тора относится к злословию как к одному из самых тяжких грехов, который, в определенном смысле, приравнивается к убийству, прелюбодеянию и идолопоклонству.
У йецер а-ра (дурного начала) есть очень грозное оружие в войне с совестью. Это оружие называется «разделение». Работает это так: обычно люди остерегаются воровать, но иногда позволяют себе проехать на автобусе «зайцем», убеждая себя, что это вовсе не кража. Йецер а-ра часто убеждает человека: то, что ему хочется сделать, вовсе не является тем аморальным поступком, совершить который он так опасается.
Из того, что сказано выше, следует, что недостаточно во всех делах руководствоваться голосом совести, ведь ее так легко «убить» или «обмануть». Человек, который хочет идти прямым путём, должен прислушаться к голосу Творца, Который говорит ему, какие действия являются добром, а какие — злом. И «услышать» его можно только с помощью изучения Торы.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Кто выдумал совесть?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Братья возненавидели Йосефа, посчитав, что он хочет возвыситься над ними. С каждым сном, содержание которого он пересказывал, их опасения укреплялись.
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Кто отрицает существование Б-га, может также позволить себе отрицать любые моральные законы
Рав Реувен Куклин
Этот мир — единое тело?
Рав Меир Мучник
Это проявилось уже на самых ранних стадиях развития человечества!
«Оцарот»
Сколько раз во время изучения Торы мы отвлекались на звонок мобильного телефона или остроумную шутку друга? Мудрецы Талмуда крайне негативно относятся к такому поведению, ведь этим мы заставляем плакать самого Творца.
Рав Авраам Коэн,
из цикла «Рав Ицхак Зильбер»
Даже на кошерную еду не надо набрасываться. Принципы жизни р. Ицхака.
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Идеальное общество невозможно. И среди соблюдающих евреев есть такие, повседневное поведение которых далеко от идеала, предписываемого Галахой. Почему это происходит? Как можно исправить создавшееся положение?
«Оцарот»
Раши неслучайно упоминает о том, что Йосефа бросили в пустую яму: там не было воды, но водились скорпиона. Если евреи забывают о Всевышнем, образовавшийся вакуум заполняется насилием и развратом.
Рав Арье Каплан,
из цикла «Нежданные встречи»
У каждого из нас есть свой моральный кодекс, определенное понятие о добре и зле. Все мы ощущаем присутствие в нас некоей совести, своего рода путеводной нити.
Рав Меир Мучник
С врожденным чувством правильного и неправильного?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина