Наша недельная глава начинается с драматической сцены. Египетский вельможа (Йосеф) сообщает братьям, что собирается взять себе в рабы Биньямина, младшего сына Яакова, заподозренного в краже кубка. Йегуда активно протестует: «Не может отрок покинуть отца своего, если покинет отца своего — умрет» (Ваигаш 44:22).
Рабби Шломо Амсалем, один из крупнейших раввинов Марокко, трактовал этот стих так: отрок — это народ Израиля. Евреи не могут отказаться от своей веры и оставить Царя Небесного. В противном случае им грозит гибель, не дай Б-г.
Когда братья бросили «выскочку» Йосефа в яму, Тора отметила: «А яма пуста, нет там воды» (Берейшит 37:24). Согласно комментарию мудрецов, там, где нет воды, водятся змеи и скорпионы. Когда евреи забывают о живительных водах Торы, образовавшийся вакуум заполняют преступность, алкоголизм и разврат. Нет, не может отрок покинуть отца своего!..
После того, как Йосеф сообщил братьям, кем он является на самом деле, фараон пригласил всё семейство Яакова переехать в Египет: «Берите себе из земли Египетской повозки для ваших детей и для ваших жен, и возьмите отца вашего и приходите. И пусть ваш глаз не жалеет вашей утвари» (Ваигаш 45:20)
Обычно при переезде в другую страну люди тщательно пакуют вещи. Тарелки прокладывают тканью, чтобы они не разбились, вилки и ложки заворачивают в специальную бумагу. Сейчас же речь идет о семье, которая живет в страдающем от голода Ханаане, и времени на приготовления нет. Пока сыновья Яакова будут паковать глиняные кувшины, скот может умереть от голода. Это и имел в виду фараон — не жалейте утвари, оставьте ее в Ханаане и срочно переезжайте сюда.
Жила-была израильская семья. Двое братьев стали религиозными под влиянием семинаров движения «Арахим». Это чрезвычайно обрадовало их отца, еврея, придерживавшегося традиционного уклада жизни. Несколько десятилетий тому назад он отправил их в нерелигиозную школу. С благими, разумеется, намерениями, поскольку религиозная школа находилась далеко, а светская — буквально через дорогу. Но ее влияние оказалось решающим.
Когда речь идет о духовных материях, не надо «жалеть утварь» и руководстоваться такими критериями как расстояние от дома до учебного заведения. Это ничто по сравнению с многовековой еврейской традицией, ценностями Торы и наследием поколений, жизненно необходимым в деле воспитания наших с вами детей.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина