Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли в Торе упоминания о «гиблых» или «проклятых» местах?

Темы: Коэн, Душа, Храм, Миква, Смерть, Болезни, Проказа, Тума, Левиты, Храмовая гора, Животные

Отложить Отложено

Здравствуйте, дорогой Рав! Вопрос таков. Есть ли в Торе упоминания о «гиблых» или «проклятых» местах, таких, где люди чувствуют упадок сил, как будто бы это место просто забирает всю энергию? А впоследствии ни на что нет ни желания, ни энергии. (Я говорю про длительное пребывание. Если длительно нахожусь в любом другом месте, такого я и близко не чувствую).

Есть ли такие места? Зависит ли это от других людей? Или проблема исключительно во мне? Может ли это быть особым испытанием? Только сейчас я осознал великую вещь: «Меняя место жительства — меняешь судьбу».

Заранее огромное вам спасибо! Константин

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Константин!

В иудаизме есть такие понятия, как тума и таара — духовная нечистота и чистота. Они бывают различных видов и уровней.

Нечистота может быть очень сильной, настолько, что человек сам становится источником «заражения» ею — например, если он прикоснулся к умершему. Нечистым в духовном смысле человек может стать, дотронувшись до падали.

Тума может быть следствием определённых болезней, например, проказы, может быть физиологического характера, как например месячных циклов у женщины или излияния семени у мужчины. Нечистыми могут оказаться человек, помещения, одежда, посуда и пища и т.д.

Иными словами, духовная порча или нечистота, согласно еврейскому мировоззрению, вполне реальна.

Если человек оказался «нечистым», то в каждом конкретном случае еврейский Закон предусматривает конкретную процедуру очищения. Главным средством для этого является погружение в воды естественного источника или специального, по особым правилам построенного и наполненного бассейна — миквы. Особенно это актуально для замужних евреек, а во времена Храма — для коэнов и левитов, а также всех, кто поднимался на Храмовую гору.

Духовная нечистота может быть также следствием дурных поступков человека, злословия и так далее.

Кроме того, любое действие человека оставляет тот или иной след на всём, что его окружает. Например, дом, где живут праведно, в мире и согласии, наполнен благословением и духовной чистотой.

И, напротив, там, где совершаются непотребства, где люди живут жизнью, которую иначе, как скотской, не назовёшь, — даже стены впитывают в себя духовную нечистоту, обрастая ею, как невидимым мхом. И это, несомненно, тяжело влияет на всех, кто там оказывается.

Это может быть жилище человека, место его работы или отдыха, или просто случайные места, где человеку приходится бывать. Духовная нечистота, подобно физической, «прилипает» к нам, но, в отличие от последней, вредит нашей душе, влияет на ощущения, мысли и душевное состояние.

Поэтому желательно избегать нечистых в духовном отношении мест. Ведь вред, который причиняется тому, кто там окажется, а через него — и его близким, пусть и не заметен сразу, может, не дай Б-г, оказаться весьма и весьма ощутимым впоследствии.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме

Что такое миква?

Рав Арье Каплан

Как выглядит миква и как она устроена?

Недельная глава Тазриа

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу Тазриа

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

О душе человека и ее действиях

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»

Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.