Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Переводы, Храм, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Яаков-Йеуда бар Арье-Леон (Темпело; 5363—5435 /1603—1675/ гг.) — один из духовных лидеров еврейской общины Нидерландов.
Родился в Гамбурге в семье марранов, бежавших с Пиренейского полуострова.
Изучал Тору в Амстердаме у р. Ицхака Узиэля (см.), руководителя общины Неве шалом (Обитель мира). По завершении периода ученичества преподавал в доме учения этой общины, а затем стал хахамом (раввином) общины г. Мидделбурга, также основанной марранами из Испании и Португалии.
В 5403 /1643/ году р. Яаков-Йеуда возвратился в Амстердам и возглавил ешиву Эц хаим (Древо жизни), в которой обучались дети марранов. В этот период он был также одним из ведущих сотрудников и редакторов в еврейской типографии, основанной р. Менаше Бен-Исраэлем (см.).
Р. Яаков-Йеуда перевел на испанский язык книгу Теилим (Псалмы Давида), сопроводив каждый из псалмов подробными разъяснениями, которые он почерпнул из классических комментариев Раши (см.), Радака (см.) и других мудрецов.
Особенно углубленно р. Яаков-Йеуда исследовал древние источники, связанные с историей Иерусалимского Храма. Плодом этой многолетней работы стала его книга «Храм Соломона», в оригинале написанная на испанском языке (отсюда и его фамильное прозвище «Темпело» — по-испански, «Храм»).
В этом трактате подробно описано устройство Первого Храма и всей его утвари; свой рассказ автор сопроводил собственноручно выполненными схемами и искуснейшими рисунками.
Книга вызвала острый интерес — и не только в еврейском мире: помимо иврита, она была переведена на латынь, на голландский, немецкий и французский языки.
Наряду с выпуском книги, р. Яаков-Йеуда создал подробнейший макет Иерусалимского Храма и его утвари, покрыв каждую из деталей макета золотом. В 5435 /1675/ году он представил свой макет голландскому королю, а затем, специально посетив Лондон, и королю Англии — обе демонстрации вызвали большой интерес в этих столицах.
Р. Яаков-Йеуда Темпело умер в 5435 /1675/ году.
Его сын, р. Шломо-Йеуда, подобно отцу, был наставником амстердамских «баалей тшува» — марранов, возвращающихся к заповедям Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы