Темы: Отношения с семьей, Ципора Харитан, Женщина, Муж и Жена, Депрессия, Забота о себе
Здравствуйте! 4 месяца назад я потеряла любимого мужа. Мы были очень близки с ним и были поддержкой друг другу, а сейчас мне очень тяжело жить без него одной в пустой квартире.
Сын забрал меня жить в своей семье, но чувствую, что я им не нужна, веду себя неправильно с невесткой, все время извиняюсь. Ее это раздражает. Сейчас вообще со мной не разговаривает. Целые дни я провожу одна в прекрасной комнате, которую мне выделили.
Немного помогаю с детьми, но особой близости и с ними нет. Их мама учит их, что у них семья — мама и папа, а с бабушкой делиться всем не надо. В моей семье было всё наоборот. Бабушка была самым большим другом.
Все это очень больно. Подскажите, пожалуйста, как быть. У меня начинается депрессия, я плачу все время, и это тоже всех раздражает. С уважением, N.
Уважаемая N.,
Позвольте в первую очередь выразить Вам свое глубочайшее сочувствие. Есть такое высказывание наших мудрецов: эйн иш мет эла лэ-ишто вэ-эйн иша мета эла лэ-баала (Санhедрин 22 б) — буквально: «Муж умирает только для своей жены, и жена умирает только для своего мужа». Т. е., даже если другие люди переживают смерть близкого человека, это не может сравниться с горем жены, потерявшей мужа, или с горем мужа, потерявшего жену.
Например, Ваш сын, переживает смерть отца, но это никак не может сравниться с Вашей болью. Врачи считают, что после такой потери депрессия — достаточно естественное состояние, так что неудивительно, что Вы ее ощущаете.
Но — и это самое главное — жизнь продолжается и нельзя ей позволить замереть. Поэтому советую Вам обратиться к психологу и, возможно, попросить его привлечь к этому процессу и Ваших сына и невестку и всем вместе понять, как вам надо вместе жить и общаться друг с другом. Потому что, даже если Ваша невестка считает, что семья — это родители и дети, то теперь реальность изменилась и ей и Вам важно понять, где границы и чего вы ожидаете друг от друга.
Кроме того, нужно проверить, чем Вы можете заняться вместо того, чтобы сидеть в одиночестве в своей комнате. Сегодня во всем мире при общинах есть различные пенсионерские центры и клубы. Может быть, можно найти такой центр в Вашем районе и найти себе там новых друзей.
Может быть, стоит подыскать какую-нибудь волонтерскую деятельность, которая Вам нравится. А может быть, пойти изучать что-то, что Вам доставит радость и удовольствие, что-то, о чем Вы раньше мечтали, но никогда не занимались, типа рисования, керамики, фотографии и т. д.
Главная идея во всем, что пишу: как ни тяжело, нужно продолжать жить, а не только оплакивать то, что ушло. И еще раз повторяю: для этого в такой трудный период жизни, безусловно, необходима профессиональная психологическая помощь.
С уважением и пожеланием утешиться в Вашем горе и найти новые лучи радости в Вашей жизни, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.