Темы: Ципора Харитан, Женщина, Скромность в одежде, Головной убор
Здравствуйте! Я вышла замуж, но никак не могу привыкнуть к кисуй рош (головному покрытию). Решили с мужем, что я буду покрывать голову на Шаббат, праздники и во время молитв, чтоб постепенно привыкнуть. Хотела бы узнать, какой самый минимум покрытия головы? Можно ли носить широкие ободки, повязки, банданы? Можно, чтоб волосы были видны? Может, начав с «минимума», мне будет легче перейти к «максимуму». Хотелось бы также получить источники, где написано о том, что женщина должна покрывать голову. N.
Уважаемая N.,
Честь и хвала Вам за серьезное отношение к такой непростой мицве. О Вашем вопросе: то, что следует покрывать голову на улице на людях, выводят из Торы, из парашат Сота (Бэмидбар 5, 11-31). Там (см. стих 18) сказано, что коэн должен открыть волосы этой женщины перед всеми. Отсюда ясно, что обычно женщины ходили с покрытой головой. Позже, в период Мишны, общепринятым обычаем стало, что женщина покрывает голову, не только когда она выходит ли-ршут а-рабим, т.е. в многолюдное место, но и в любые места, где ее могут увидеть посторонние. И так как все женщины приняли этот обычай, сегодня он считается обязательным правилом скромности. Считается, что волосы должны быть покрыты полностью, но есть мнение, что спереди можно оставить непокрытую полоску шириной в половинутэфаха, т.е. от 4 до 5 сантиметров. Что касается ленточек, беретов, из-под которых видна бОльшая часть волос, то они не отвечают полностью галахическим требованиям, но, по крайней мере, являются демонстрацией того, что женщина — замужем и стремится покрывать волосы. Что касается пути, который избрали Вы и Ваш муж, то, видимо, он правильный. Как, например, люди сначала перестают ездить или готовить еду в субботу, но еще не могут отказаться от курения в этот день — это еще не совсем полное соблюдение, но они на правильном пути. Так и здесь — если Вы чувствуете, что постепенное продвижение помогает Вам привыкнуть и не вызывает раздражения, то, видимо, надо идти этим путем, когда понятно, что цель — это, в конце концов, покрыть голову согласно требованиям Галахи. Очень советую баловать себя в процессе привыкания и позже такими головными уборами, которые Вам нравятся. Красивый дорогой кисуй иногда может стать весьма эксклюзивной деталью туалета и гораздо удобнее сидеть на голове, чем тяжеленькая тряпочка. Но при этом он не должен быть прозрачным, т.е. если уж покрыли голову, то покрыли.
Желаю помощи Свыше в соблюдении этой галахи и других.
С большим уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.