Темы: Б-г, Смысл жизни, Ципора Харитан, Религия, Мировоззренческие вопросы, Атеизм, Внутренний мир, Поиск истины
Уважаемая Ципора Харитан, если вам не трудно, помогите ответить самой себе. Я возвращаюсь к корням, и есть люди, которые говорят: понятно, что люди придумали Б-га. Ведь людям трудно принять жизнь без смысла… Люди не хотят хаоса, а Б-г всё упорядочивает Своими заповедями и дает ответы на вопросы...
Заранее извините, если вопрос некорректный. N.
Уважаемая N.,
Позвольте Вас спросить: какова цель людей, которые говорят подобные вещи? Обычно их цель — объяснить, почему они не обязаны соблюдать «повеления, придуманные людьми», которые ограничивают их жизнь. И поэтому им нужно доказать себе и другим, что Всевышнего, хас вэ-шалом (не дай Б-г), не существует, а есть мифы и легенды древнего иудаизма.
На самом деле любое сколько-нибудь серьезное изучение законов Торы показывает нам их невероятную глубину. Это происходит, когда человек, развиваясь и совершенствуясь, начинает понимать азы.
Я могла бы привести много примеров, но ограничимся несколькими. В древности было принято считать евреев народом лодырей: как это — люди, по крайней мере, седьмую часть жизни (и это не считая праздников!) не работают? С начала Нового времени выходной день считается одним из величайших социальных достижений.
Более того, существует исторический анекдот о том, как в СССР думали ввести декады по аналогии с французским республиканским календарем. Т. е. не каждый седьмой, а каждый десятый рабочий день должен был стать днем отдыха (тогда в месяце выйдет три, а не четыре выходных дня).
А почему это не было осуществлено? Потому что опыт показал, что производительность труда при таком режиме падает очень резко, из-за этого декады на постоянной основе вводить не стали и вернулись к семидневке — шесть рабочих дней и выходной. (Понятно, что я не говорю о духовном смысле субботы).
Второй пример. Евреев на протяжении многих веков считали сумасшедшим народом из-за отсчета семи чистых дней у женщины после месячных. С середины 19-го века ученым стало понятно, что соблюдение этих правил является прямой защитой женского здоровья. И тогда заговорили о том, что происхождение этих галахот (законов) не может быть человеческим, ведь у людей прежде попросту не было такого рода знаний.
Можно приводить еще очень много примеров, но думаю, на эту тему есть достаточно материала, и на нашем сайте тоже. Но главное: практически невозможно, с научной точки зрения, верить во что-то, полностью противоречащее статистике. Предположение, что Вселенная с ее абсолютным математическим и физическим порядком возникла случайно, не выдерживает никакой критики с точки зрения статистики (см., например, Лоренс Келеман, «Возможность поверить»; на сайте есть отрывок из этой книги). Поэтому сегодня многие серьезные ученые, которые занимаются точными и естественными науками, говорят, что Вселенная «кричит о своем Создателе».
Возможно, человеку труднее поверить в то, что Создатель Вселенной заинтересован в жизни каждого человека и вмешивается в нее. Но в это трудно поверить оттого, что мы невольно измеряем Б-жественную сущность ограниченными человеческими мерками. Если же мы понимаем, что у Всевышнего — безграничные силы и для Него нет малого или великого, и Он с одинаковым вниманием создавал малую букашку и Солнечную систему, то мы понимаем и то, что Он может интересоваться и принимать постоянное активное участие в жизни каждого человека.
Но и это не самое главное. Позвольте спросить Вас, готовы ли Вы для себя внутренне принять, что Вы — некое сборище молекул, которое должно пропустить через себя несколько тонн картошки и мяса на протяжении 70-80 лет, а потом превратиться в прах? Такой подход в моих глазах совершенно обесценивает человеческую жизнь, и я глубоко уверена, что душа каждого человека сопротивляется такому подходу. Факт, что мы все стараемся наполнить жизнь смыслом. Но, если этот смысл лишен Б-жественной «составляющей», то, к сожалению, мы возвращаемся к тому материалистическому определению человека, которое упомянуто выше.
Ни один человек никогда не пожертвовал бы своей жизнью во имя других, если бы не ощущал вечность своей души. А если Вы мне скажете: «Но ведь есть миллионы атеистов, и как можно доказать, что они неправы?», то опыт свидетельствует: весь их атеизм заканчивается в тот момент, когда их жизни угрожает опасность, и они непроизвольно начинают взывать к Б-гу, в Которого, якобы, не верят.
А на протяжении жизни атеизм — это прекрасный способ оправдывать свои страсти и неприемлемые желания и объяснять, что в таком образе жизни нет ничего дурного. И атеизм — это совсем не современная философия. Уже в Древнем мире были атеисты, для большинства из которых атеизм служил обоснованием жизненной стратегии «урви в меру своих возможностей». (А возможности «урвать» сегодня действительно расширились).
Но большинство, в конце концов, жестоко разочаровывается потому, что, сколько ни урвешь, все равно не насытишься. А потому душа раньше или позже начинает поиск Всевышнего. И я от всей души молюсь за Вас, чтобы Вас в этом поиске не остановили.
С уважением и пожеланием найти настоящую близость к Всевышнему потому, что это единственное полноценное человеческое счастье, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.