Темы: Каббала, Нечистота, Натан Агрес, Связь с Творцом, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Мне задаёт один человек такой вопрос: «Как Б-г может быть везде, если Он пречист и не подобает Ему быть в местах нечистот и т.п.». Как ответить? Разиэль-Нахман
Уважаемый Разиэль-Нахман,
Вы затронули очень глубокий и фундаментальный для иудаизма вопрос. Он широко обсуждается в древних каббалистических книгах, а на более доступном уровне — в книге рава Хаима Воложинера Нэфеш а-Хаим (часть 3). И сегодня, учитывая последние достижения науки и технологии, понять суть дела гораздо легче. Но начнём по порядку.
Одно из имён Творца, встречающихся в Торе (а ещё чаще — у наших мудрецов заль), это Моком — «Место» или «Пространство». Это Имя раскрывает нам истинную картину реальности: «Я (Творец) — Место для мира, а не мир — место для Меня». Иными словами, на вопрос, где пребывает Б-г в этом мире, ответ: не Он пребывает в мире, а, наоборот, весь мир, как бы находится внутри Него! Т.е. то, что существует само по себе, независимо от каких либо посторонних факторов, это — только Всевышний, а всё мироздание, включая и его духовные сферы, — не что иное, как результат Его воли. Творение мироздания продолжается, оно происходит постоянно, в каждый миг времени. И если бы Б-г хоть на мгновение «отменил» Своё желание поддерживать мир, тот бы попросту перестал существовать, как и было в самом начале. И в этом смысле Всевышний как бы наполняет весь мир и в равной степени находится в каждой его точке.
Но, с другой стороны, наши органы чувств воспринимают всё совершенно иначе. Мы видим и ощущаем разнообразный и колоссальный по своей сложности мир, воздействие различных сил, порой противоречащих друг другу. И именно так хотел Творец, чтобы мы этот мир воспринимали (это и есть тайна сокрытия Его единства). Поэтому с точки зрения человеческого восприятия, безусловно, не везде можно «воспринять» Б-га. И, в частности, в местах нечистоты — таких, как туалет, баня, свалка и т.д. — запрещено молиться и изучать Тору, т.к. эти действия призваны приблизить человека к Творцу, а место этого не позволяет.
Отсюда ясно, что и для получения пророчества — наивысшего уровня связи с Б-гом, и для молитвы надо находиться в определенных местах, лучшим из которых являлось и является место Иерусалимского Храма.
А теперь перейдём к науке. Если взглянуть на экран электронного микроскопа, действительно можно ощутить, что в принципе всё мироздание — лишь результат постоянно обновляющейся Воли Б-га. Ведь мы не увидим там ничего, кроме микрочастиц, мельчайшие из которых, в свою очередь, состоят из других, ещё более «элементарных». Все они находятся в постоянном сложном движении, которое, будучи воспринято через каналы наших чувств, и создает иллюзию реальности. Но, по сути, природа всего мира однородна, а беспрерывное движение свидетельствует о постоянной энергетической подпитке. Это как раз то, о чём мы говорили. Творец постоянно поддерживает существование мира и в равной степени находится в каждой его точке.
С уважением, Натан Агрес
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Реувен Куклин
Почему некашерная пища вредит здоровью еврея?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Натан Агрес
Создается впечатление, что Потоп индейцев не коснулся... Ответ раввина на вопрос о предках Китайцев. Кем были предки Китайцев? Как это связано с иудаизмом?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина