Темы: Женщина, Скромность в поведении, Скромность в одежде
Уважаемый рав! Есть мысль: почему именно женщина во всех религиях должна быть скромной? В одежде, поведении, на людях, дома для неё много ограничений. Ничего против них не имею, но удивляет: почему у мужчин нет такого?
Почему они не работают над собой, а часто сваливают свой грех на женщину — она виновата, она меня ввела в соблазн, коленки показала и т.д., и т.п.? Неужели мужчина настолько слаб и вся вина на женщине?
Нет ли для мужчин специальных запретов, кроме приличного поведения по отношению к женщине? С уважением к вам, совсем не феминистка N.
Здравствуйте, уважаемая N.!
Ваши чувства справедливы и понятны. Принято считать, что именно в традиционном обществе женщина более ограничена в возможностях, чем мужчина. Не берусь говорить о других системах социальных отношений, но в том обществе, которое живет в соответствии с ценностями Торы, это не так. Хотя при поверхностном взгляде вполне может так показаться.
Творец создал мужчину и женщину, дав каждому из них свое уникальное предназначение в этом мире. В соответствие с этим предназначением Б-г наделил каждого из них духовными качествами, отличными от духовных качеств другого. Эти духовные различия наглядно проявляются в материальном мире: различия в психологии, анатомии, гормональной системе и др. Далеко ходить за примерами не надо: что легко одному, то тяжело другому; что очевидно для нее, будет тайной за семью печатями для него; то, с чем не справится один, без проблем получится у другого; что дано ей, не дано ему.
Мужчина и женщина — это действительно два разных создания. И, чтобы помочь им выполнить свою задачу, Тора предъявляет к каждому из них уникальные требования: то, что должен делать один, не обязан делать другой; то, что является строгой обязанностью для него, она может исполнять по желанию или не исполнять вовсе и т.д. Но там, где духовные структуры мужчины и женщины подобны, их права и обязанности также сходны.
В иудаизме отношение к мужчине и женщине «одинаковое, но разное». С одной стороны, им обоим Тора одинаково предоставляет все права и возможности для реализации своего предназначения. Но, с другой, поскольку задачи у каждого свои, то и способы их реализации разные. У женщины — одни, у мужчины — другие.
Вы спрашиваете, есть ли в иудаизме специальные запреты и ограничения для мужчин. Краткий ответ — есть. Но они несколько иные, чем для женщин.
Весь образ жизни мужчины в соответствии с волей Творца должен быть ориентирован на улучшение его личностных качеств: ежедневная духовная работа, включающая изучение и исполнение Торы, забота о семье, регулярные молитвы, совершение добрых дел. В идеале при таком образе жизни не должно оставаться «лишнего» времени для ситуаций, приводящих к неблагочестивым поступкам. Но жизнь сложна и многогранна, а человек — всего лишь человек со своими слабостями и страстями, поэтому на практике случаются и сбои.
Как для мужчин, так и для женщин существуют определённые правила поведения, призванные максимально оградить их от возможного нарушения нравственных норм: мужчине нельзя уединяться с женщиной, вести легкомысленные разговоры, прикасаться к ней. Мужчина не должен заглядываться на других женщин и рассматривать их.
Но вот ситуация выходит из-под контроля, и кто же виноват? Тот, кто совершил нарушение? Или тот, кто это нарушение «спровоцировал»? Перенесем ответственность с человека, совершившего нарушение, на другого? Но мужчина — не слабовольное существо, которое не может себя контролировать. У него есть свобода выбора.
Тора говорит, что человек создан по образу и подобию Всевышнего, а, значит, в каждом из нас заложена удивительная сила созидания, преобразования мира (и себя как его части). Выбор за человеком — использовать свой потенциал для духовного развития или идти на поводу своего йецер а-ра (дурного начала), попутно снимая с себя ответственность за свои действия. Основополагающий принцип еврейского мировоззрения: человеку дана свобода выбора. Пойдет ли он на поводу у йецер а-ра или прислушается к своему йецер а-тов (доброму началу).
Законы Торы формируют здоровое общество, живущее по духовным принципам, где социальные отношения строятся на ответственности каждого человека перед ближним и перед Б-гом. В этих законах выражена мудрость Творца, и они учитывают сходство и различия между мужчиной и женщиной.
Если у женщины есть внутренняя предрасположенность, естественное желание привлекать к себе внимание, то у мужчины — идти за своим влечением к женщине. Когда заложенное в женщине стремление быть привлекательной реализуется только внутри семьи и направлено лишь на мужа, а желания мужчины направлены лишь на жену, это способствует укреплению связи между ними, построению гармоничных отношений.
Мы видим, что ответственность лежит как на мужчине, так и на женщине, и у каждого — своя сложная работа по преодолению своих соблазнов. Но не будем отрицать очевидного факта, что желание мужчины пробуждается от взгляда на женщину больше, чем желание женщины от взгляда на мужчину. Поэтому законы цниюта (скромности) действительно строже для женщин.
В скрытой части Торы (Зоар 1, 94 б) женщина сравнивается со Шхиной (Б-жественным Присутствием) в Святая святых Храма. Женщина обладает более тонкой духовной организацией, чем мужчина, ее святость нуждается в защите. Соблазнительная одежда и нескромное поведение женщины пробуждает у мужчин влечение «неправильного толка». Это духовно опустошает и обесценивает саму женщину, уменьшая ее святость.
Влечение к противоположному полу заложено в нашей природе. Это важная часть нашей жизни, которая может либо возвысить человеческие отношения, либо разрушить их. Тора предлагает такие нормы, при которых каждый будет поступать ответственно, сможет не оступиться сам и не пробудить запретные мысли у другого. При всём этом, очень важно помнить: несмотря на различие между мужчиной и женщиной, Творец в Своей бесконечной мудрости сделал так, чтобы их гармоничный союз смог привести этот мир к исправлению. Именно несходство делает возможным взаимодополнение и раскрытие духовного потенциала каждого из них.
С пожеланием всего наилучшего, с уважением, Бина Тригер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.