Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Помощь родителям, Установление границ
Добрый день. Я много лет не могу разобраться в одном очень важном вопросе. Два года назад мои родители развелись. Отец уехал в город, мама живет в деревне. У мамы имеется корова и еще некоторые животные.
Много лет я родителям старался помогать сверх своих сил и возможностей, на фоне этого происходили ссоры с женой, потому что я очень мало уделял времени семье, очень уставал физически, что отражалась на моей работе и заработке. Отпрашивался с работы, чтобы приехать помочь. Не мог сделать ремонт в квартире, потому что всё мое время уходило на помощь маме.
Но моей помощи маме всегда недостаточно. Она всегда упрекает нас (меня и младшего брата), унижает, говорит, что мы не оказываем подобающего уважения и почитания.
Я пришел в уныние, потому что я не знаю: как себя вести и что делать? Последняя фраза мамы была такова: «Я продам весь свой скот, и вы в этом будете виноваты, закрою от вас двери и не пущу к себе никогда».
Иногда мне просто не хочется общаться. Я прекрасно понимаю, что ей тяжело и я должен помочь, даже в ущерб себе, что частный сектор тяжело содержать одинокой женщине, но уделить столько времени, сколько хочет мама, довольно трудно. И порой мне казалось, что я живу не своей жизнью, а маминой.
Я буду очень Вам благодарен, если Вы мне поможете разобраться в данной проблеме. Что делать? Как себя вести? N.
Уважаемый N.,
Люди, которые почитают своих родителей и заботятся о них, всегда вызывают большое уважение.
Но проблема заключается в том, что, как видно из Вашего письма, Вам очень трудно поставить границы этому почитанию матери.
Еврейский закон очень требователен, когда речь идет об уважении к родителям, но и он не требует, чтобы человек отказался от своей жизни. То есть, когда человек женится, он в первую очередь должен обеспечивать свою семью и удовлетворять ее нормальные потребности, а потом уже заботиться о родителях.
Конечно, если б, скажем, Ваша жена говорила, что ей нужна яхта для морских путешествий, а потому Вы должны работать круглосуточно и не помогать одинокой маме, то трудно было бы назвать такие притязания справедливыми, а «яхту» — первоочередной потребностью. Но ведь речь идет о том, что Вы не зарабатывали достаточно и не уделяли достаточно времени своей семье из-за помощи маме. А это уже «нарушение границ».
К сожалению, есть немало родителей, которые убеждены, что они родили детей и вырастили их для того, чтобы обеспечить себе помощников на старости. Но еврейский Закон такой подход совершенно не принимает.
Вы и Ваш брат имеете полное право сказать маме: «Смотри: вот та помощь, которую мы можем обеспечить в течение недели».
Советую предварительно обсудить эту тему на работе и с женой, то есть — оценить, сколько у Вас останется свободного времени после того, как Вы поработаете, выполните свои обязанности по дому и хотя бы немного отдохнете. Вот оставшееся после этого время Вы можете и должны уделять маме.
А если этого недостаточно? Если есть деньги, нужно нанять для мамы помощника. Если денег нет, то, вероятно, действительно больше нет возможности содержать домашний скот и нужно подумать о том, как изменить образ жизни мамы, чтобы она могла не нуждаться материально, но и не требовать беспрерывной помощи.
Если же мама на всё это отреагирует только обидой и недовольством, то это — ее выбор. Но Вы не обязаны разрушать свою жизнь по ее требованию.
То есть, такой образ жизни, как Вы ведете сейчас, не является богоугодным, потому что иначе все люди просто перестали бы жить собственной жизнью и превратились в слуг своих родителей. А быть любящим сыном — это не значит быть крепостным крестьянином.
Понимаю, что обида и недовольство мамы Вас тяжело травмируют, Но у меня ощущение, что Ваша мама манипулирует этой травмой. А это неправильно. Маму Вы не измените, но Вы не обязаны этому подчиняться.
С уважением и пожеланием выстроить правильные границы в отношениях, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.