«Мы пройдем вооруженные» (32:32). Почему слово «мы» в этом стихе написано без буквы Алеф («нахну», а не «анахну»)? В комментарии «Сифтей Коэн» говорится, что Алеф указывает на Творца, который один, един и единственен. А поскольку сыны Гада и Реувена вышли вооруженными на войну и не упомянули, что полагаются на помощь Творца, который называется «Муж войны», в слове «мы» отсутствует Алеф.
Гаон раби Яаков Шауль Двик а-Коэн, один из мудрецов Арам-Цова, в книге «Дерех Эмуна» приводит историю о великом царе, который возгордился из-за своего богатства и силы и забыл, что Б-г опускает и возвышает, дает власть царям, и что только Ему принадлежит царство.
Однажды этот царь устроил путешествие, и по пути направился в баню. Слуги остались снаружи, поскольку никому не положено входить туда вместе с царем. Горячий пар навел на царя сон, и он задремал. В тот момент с неба спустился ангел, который по велению Б-га принял облик царя, приехал во дворец и сел на трон.
Работники бани вошли внутрь и увидели спящего человека. Они разбудили его и побили, закричав: «Как ты посмел заходить сюда, пока здесь царь?!» Он стал возражать: «Это я царь!» И тогда они побили его еще сильнее за его дерзость. Сбежал он от них в котельную, где грели воду для бани.
«Кто ты?» — спросили его. Он понял, что если назовет себя царем, то снова пострадает. «Я торговец из дальней страны, привез товары, но по дороге на меня напали разбойники и все отняли. Пожалуйста, сделайте милость, дайте мне хотя бы одежду, чтобы укрыть себя». Они нашли для него жалкие лохмотья, пропитанные сажей и запахом гари.
В тот час, пока царь оставался в котельной и помогал топить печи, сожалея о своей гордыне, ангел сидел на троне и страдал еще больше. Унижение для царя быть изгнанным из дворца в котельную ничего не стоило в сравнении с унижением ангела, которому пришлось спуститься из духовного мира в низкий и грубый мир.
Поскольку царь раскаялся всем сердцем, Всевышний повелел ангелу объявить, что все голодные могут прийти ко двору на трапезу. Работники котельной узнали об этом и рассказали «ограбленному торговцу», но он не хотел идти.
«Безумец!» — решили они. Его снова побили и прогнали на улицу. Поневоле он потащил ноги в сторону дворца. Его посадили с бедняками, которые ели все, что видели на столе, а у него не было аппетита из-за огромной печали.
Ангел увидел его со своего места, обратился к слугам и спросил: «Почему этот человек плачет? Он портит всю радость от трапезы! Позовите его сюда!»
«Ограбленного торговца» привели и поставили перед «царем», спросили: «Кто ты и отчего плачешь?»
«Я торговец, — ответил он, — приехал из далекой страны. На меня напали разбойники и отняли весь товар, ничего не оставив, кроме собственной жизни».
Когда они остались одни, ангел воскликнул: «Ты ведь знаешь наказание того, кто лжет царю! Говори правду — кто ты и отчего плачешь?!»
Тот ответил: «Если хочешь услышать правду — я царь! А плачу от того, что вижу тебя сидящим на моем троне. А ты кто, что отнял у меня царство?!»
«Я ангел Б-жий, — сказал тот, — и я занял твой трон, ибо ты говорил, что никто не спустит тебя на землю. На небесах услышали твои слова».
«Я раскаялся, — продолжил настоящий царь, — теперь я знаю, что Б-г по Своей воле опускает и возвышает в мгновение ока».
После этого ангел сразу же поднялся на небо, а царская одежда осталась на полу зала. Царь одел ее и открыл двери, чтобы впустить слуг. Он сел на трон, и никто не узнал о произошедшем. Впоследствии он написал тайную книгу, где рассказал эту историю, запечатав ее в хранилище. В старости он передал ее сыну, заповедав хранить смирение (Оцротейну).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.