«Благословит тебя Б-г и убережет тебя; осветит Б-г лицо Свое тебе и помилует тебя» (24:25). В Мидраше эту фразу истолковали так: «Убережет тебя — от злого начала. Осветит лицо Свое тебе — через Тору». Автор книги «Брит Авот» объяснил порядок этих благословений. На первый взгляд, это удивительно: ведь Всевышний не участвует в борьбе против злого начала, оставляя ее человеку. Для того человек и создан, чтобы преодолеть злое начало. Мудрецы говорят об этом: «Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами». А если так, как же в благословении нам обещано, что Б-г «убережет тебя от злого начала»?
Ответ находится в следующем благословении: «Осветит лицо Свое тебе — через Тору». Об этом говорится, что Святой, благословен Он, сказал сынам Израиля: «Дети Мои, Я создал злое начало, Я же создал и Тору в приправу к нему» (Кидушин 30 б). Благодаря силе Торы человек спасается от злого начала.
В книге «Разрушенные миры» рассказывается, как гаон раби Элияу Моше Шисгаль, зять гаона раби Моше Файнштейна, встретился с автором книги «Диврей Йоэль» из Сатмара. Раби Элияу Моше был воспитан в движении Мусара, и однажды высказался, что мог бы составить несколько таких же книг, как «Нода бе-Йеуда», но не в силах написать даже одну страницу такого текста, как «Месилат Ешарим».
Как известно, книга «Месилат Ешарим» основана на лестнице восхождения раби Пинхаса бен Яира. Раби Элияу Моше знал ее наизусть. Он попросил разрешения повторить ступени этой лестницы и, получив его, стал бегло произносить: «Осторожность приводит к расторопности, расторопность — к чистоте, чистота — к аскетизму…»
«Вы ошиблись», — отреагировал ребе.
Как такое возможно? Быть может, из-за спешки пропустил что-то. «У Вас есть другая версия этого текста?» — спросил раби Моше Элияу
Ребе ответил: «Версий много, но Вы повторяете текст из Месилат Ешарим и пропустили в нем самое главное — основу всего. Тора приводит к осторожности! Без Торы ничего нет».
«На что это похоже? На больного, который искал врачей, и они обследовали его болезнь и рекомендовали определенное лекарство. Но он, не зная медицины, отложил это лекарство и взял то, что ему попалось под руку. Непременно, этот больной умрет. Так же и здесь. Никто не знает болезнь злого начала и заложенную в нем силу лучше Творца, создавшего его. А Он предупредил нас, что исцеляется она Торой. Может ли кто-либо отложить ее, взять что-то другое вместо нее и остаться живым?»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.