«И сказали волхвы фараону: перст Б-га это» (Ваэра 8:15). Как-то спросили у раввина Галинского, чем можно объяснить появление террористов-смертников. Ведь человеческая логика не в силах понять, как молодой человек добровольно надевает на себя пояс со взрывчаткой и отправляется на тот свет вместе с несколькими десятками жертв.
Пятьдесят лет тому назад, когда никаких террористов-смертников не было и в помине, раввин из Бриска заметил: «Многие думают, что арабы боятся смерти, и что их можно приструнить при помощи силовых методов. В Торе написано: И выступили эморийцы, жившие на горе той, против вас, и преследовали вас, как делают пчелы, и поражали вас на Сэире до Хормы» (Дварим 1:44). Раши поясняет, что пчела, которая кусает человека, моментально умирает. Эморейцы, которые преследовали народ Израиля, моментально умирали от ответных действий, но это не мешало им идти в атаку за атакой. А всё потому, что так было решено на Небесах. Эморейцы служили «ремнем, при помощи которого были наказаны евреи» (Зоар 3, 175:1).
Во время Второй мировой войны гитлеровская армия несла огромные потери на Восточном фронте. Несмотря на это, поезд с вооружением был задержан, чтобы пропустить вперед другой поезд, в котором везли евреев в концлагерь.
Объяснить это рационально невозможно. Армии нужны патроны и гранаты. Что случится, если «унтерменши» будут отправлены на верную смерть не сегодня, а завтра-послезавтра?! Ответ заключается в самом вопросе — действия гитлеровцев направлялись свыше. «Но что вы будете делать в день воздаяния и бедствия, которое придет издалека? К кому прибегнете за помощью и где оставите славу вашу? Лишь станете на колени как пленные, либо падете среди убитых. Но при всем этом не отвратится еще гнев Его, и рука Его еще будет простерта» (Йешаягу 10:3—4).
Поэтому не стоит удивляться, что террористы-камикадзе действуют подобно пчелам. Хафец-Хаим как-то процитировал рабби Ицеле из Воложина, который сказал: «В трактате “Сота” написано, что перед приходом Машиаха лицо поколения будет как морда собаки. Когда пса бьют палкой за провинность, он кусает палку, не понимая, что ей управляет рука хозяина. Мы должны помнить, что все неблагоприятные события, которые происходят с еврейским народом, — это наказание Свыше».
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.