Темы: Воспитание детей, Дети, Лея Трахтенберг, Дошкольники, Домашнее обучение
Здравствуйте! Моему ребенку 4 года. Я каждый день с ней занимаюсь. Буквы-слоги-цифры. У нее многое получается, но иногда она балуется и не занимается. Я очень злюсь из-за этого на нее и на себя, что не могу ее заставить делать задание. Я очень хочу в ней воспитать любовь к знаниям, упорство и трудолюбие, но получается, что, наоборот, воспитываю только отвращение и агрессию к себе как к преподавателю. Что мне делать. Как ее учить? Как учиться самой быть еврейской мамой? Подскажите, пожалуйста!
Здравствуйте, уважаемая N.,
Вы просите подсказать, каким образом у девочки четырёх лет можно развить:
А также задаёте вопросы:
Видите, я разбила Ваш вопрос на несколько независимых друг от друга тем. И лучше было бы рассмотреть их по отдельности. Подумайте, какой из этих вопросов для Вас более срочен и актуален, мы можем его глубже проанализировать и найти решение.
Поэтому Ваше выражение «подсказать» я бы изменила на «распутать» — распутать клубок противоречий, с которыми Вы столкнулись.
Почему это произошло? Прежде всего, могу Вас успокоить, это происходит почти со всеми молодыми родителями. Они полны энергии, энтузиазма и веры, что вот они, в отличие от своих родителей, преуспеют в воспитании детей, обеспечат им правильное развитие и, конечно, ни за что не повторят родительские ошибки, не используют те ограничения, способы наказания и т.д., которые использовали родители…
Все молодые (и «старые») родители хотят, чтобы их дети выросли развитыми, способными, гармоничными, успешными, здоровыми, контактными, открытыми, любящими и т.д., и т.п. людьми. И, конечно же, лучше реализовали свой потенциал, сделали карьеру, достигли лучших результатов в учёбе, семейной жизни и т.д., чем МЫ, т.е. реализовали бы те планы, мечты, устремления, которые не реализовали МЫ.
Наши ожидания не совпадают с реальностью, в которой мы пребываем. Дети не такие красивые, талантливые, воспитанные и т.д. «НЕ», какими мы хотели бы их видеть. С самого раннего возраста они проявляют свою независимость, индивидуальность и «сопротивляются» нашим усилиям.
В этой ситуации чаще всего оказываются первенцы и их молодые родители. Втянутые в борьбу за «индивидуальность и независимость», первенцы чаще всего впоследствии дистанцируются, раньше покидают родительский дом, не выдержав критики и не реализовав всех ожиданий родителей, испытывая при этом негодование и чувство вины…
Давайте выпутываться из клубка противоречий. Итак… Задайте себе вопрос: что Вам важнее всего из этих четырёх тем (направлений)? Сейчас? Через 10 лет, через 20?
Есть виды «знаний», интерес к которым чаще проявляется у девочек, чем у мальчиков, и наоборот.
У каждого конкретного ребёнка есть свой конкретный, индивидуальный возраст обучения.
Как обучать и развивать ребёнка? Существует много способов и методик, подходящих для Вас и для ребёнка. Можно экспериментировать. Будьте гибче. Если ребёнку интереснее «считать», а не учить буквы и рисовать, занимайтесь больше этим. Важно, чтобы ребёнок получал удовольствие и радость от своих успехов. Также можно проводить учёбу в игровой форме, или просто подыгрывать иногда Вашей дочке, когда она устаёт и начинает баловаться. И главное: не обращайте внимание на её баловство и продолжайте заниматься с ней без замечаний.
Ещё несколько советов:
И, в конце концов, как еврейская мама подходит к этим вопросам? Чем отличается «еврейская мама»? — Системой ценностей в воспитании.
Например, мне как «еврейской маме» сейчас важнее всего, чтобы ребёнок вырос человеком богобоязненным, умеющим распознавать и исправлять свои ошибки, контролировать свои реакции и состояния, человеком, который учит Тору и живёт по её законам, любящим близких и далёких, умеющим уступать и прощать. А что Вам важно?
Еврейский подход — оценивать человека не по его достижениям (что тоже важно), а по количеству приложенных усилий, ведущих к достижениям (Вы правильно пишете о трудолюбии и упорстве) духовным, в первую очередь…
Поэтому «еврейская мама» учит ребёнка «еврейским» буквам, благословениям (вместо «стишков»), развивая память и благодарность Всевышнему, заботится о чистоте «услышанного» и «увиденного» ребёнком.
С пожеланием успехов, Лея Трахтенберг
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.