Темы: Воспитание детей, Психологические травмы, Половое воспитание, Ита Минкина
Вопрос рабанит Ите Минкин.
Мне очень интересна тема «интерес мальчиков к девочкам и наоборот. Возраст 4-6 лет». Как себя вести? Как реагировать? Что говорить?
Может, у вас уже есть записи лекций на эту тему? Буду безумно благодарна, потому что я не могу ничего найти.
Например, ролевые игры папа-мама-малыш-хупа; ходят за ручку; девочка лежит сверху на мальчике, и так общаются (5-6 лет); мальчик садится в детскую машину, а девочка садится сверху ему на ноги, и так смеются.
Еще видела неприятную картину, как мальчик 5 лет хотел снять колготки девочке 5 лет (из одной группы) и посмотреть. N.
Уважаемая N.!
Вы задаете важный вопрос, который тревожит и всегда тревожил воспитательниц и мам.
Прежде всего, скажем, что интерес детей друг к другу в этом возрасте очень естествен, они как раз находятся на «пике» туалетной темы: детей 5-6 лет тема туалета (дальше этого они в своем воображении не идут) и связанных с ним особенностей и различий в строении тела волнует особенно остро.
Поэтому давайте договоримся, что интерес и такое поведение — это не результат испорченности или далеко идущих намерений, им до этого далеко. Но интерес уже есть.
Более того, такой интерес в этом возрасте служит как бы своеобразной психологической репетицией взрослых интимных отношений, которые возникнут потом, когда дети вырастут.
Поэтому ответственность воспитателей и родителей здесь решающая. Если мальчика или девочку, которых застигли за «некрасивым» поведением, жестко пристыдить, указав им, что они ведут себя аморально, плохо, гадко, то отношение к сфере интимности сложится у них именно такое... Ровно такое, какое они услышали в реакции взрослых.
Им не понять ни беспокойства взрослых, ни ответственности, ни тех картин, которые мелькают в воображении взрослых. Так что нужно помнить об этом.
Что касается практики, то, конечно, мальчиков и девочек лучше всего разделять, как это происходит (Вы, несомненно, слышали об этом) в израильских религиозных детских садах уже с трех лет. Если такой возможности нет, то разделять так, как позволяют обстоятельства.
Как я понимаю, большинство контактов происходит во время общих игр, так как, если дети заняты какой-то деятельностью — слушают воспитательницу, поют, едят, рисуют — этой проблемы не возникает. Поэтому стоит разделить их, насколько это возможно, только на время общих игр. Приведу пример, проверьте, насколько он подходит для Ваших обстоятельств:
Если нет возможности разделить, то нужно предложить новые правила поведения, общие для всех, и не объявлять, что это запрещено из-за того, что они мальчики-девочки.
Например, основываясь на приведенных Вами примерах:
«С этого дня дети не садятся друг другу на колени, когда едут на машинке». Или: «Нельзя раскрывать одежду другого ребенка: поднимать юбочку или снимать штанишки».
Если же Вы всё равно застали детей за нежелательным поведением (а это неизбежно, если они вместе играют), то разделяйте их каким-то внешним способом, не говоря о том, в чем истинная причина Вашего недовольства. И не делайте этого резко, с испуганным, озабоченным, разгневанным видом.
Помните, что для них это игра. Но игра, которая ставит взрослых в непростую ситуацию: видеть это взрослые не могут, не вмешиваться не могут, чувствуют острую тревогу, а выразить ее — это зачастую исказить у ребенка отношение к интимности на долгие годы.
Лучше не заметить и никак не отреагировать, чем внушить ребенку, что он делает что-то гадкое.
С уважением и восхищением теми усилиями, которые Вы прилагаете ради детей и их воспитания, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.