Темы: Ципора Харитан, Развод, Муж и Жена, Самосовершенствование в браке, Ссоры и конфликты, Грубость
Шалом, хочу поблагодарить вас за вашу колоссальную работу! Пусть Всевышний благословит вас за это!
Мой вопрос по поводу моей сестры. Она в браке 10 лет и у них 2 детей. У нее в семье были серьезные конфликты, они по несколько месяцев жили в разных комнатах и даже не разговаривали, несколько раз было во время ссоры, что он ее толкнул, и однажды, когда она выхватила у него компьютер, потому что он не помогал ей убирать по дому. У них даже дошло до развода, но потом они передумали и пытаются все построить заново. Он ей дарит подарки и пытается измениться. Но она не может забыть последнюю ссору, где он ей сказал, что все эти годы он притворялся, что ему было с ней интересно, что ему не нравится ее лицо, что она не устраивает его в постели и т.д. Он у нее так и не попросил прощения за эти слова, поэтому они не дают ей начать все заново. Я пытаюсь ей говорить, что, возможно, он в гневе это сказал и даже не подумал... Первые годы он первый всегда просил прощения, и я его знаю как доброго, веселого человека. Сейчас он превратился в обидчивого, закрытого и раздражительного.
Я понимаю, что за великим мужчиной стоит великая женщина и многое зависит от жены, но все же — как ей забыть эти слова? Может ли она как-то это перебороть, не поднимая опять с ним эту тему? Очень буду ждать ответа, потому что нужно срочно как-то им помочь. Спасибо заранее!!! N.
Уважаемая N.,
К сожалению, помочь в этой ситуации Вы не можете. Так как не от Вас зависит, готова ли сестра начать с чистого листа. Думаю, что если Ваша сестра «подумает умом», то поймет: муж не возвращался бы к ней, если бы всё то, что он наговорил в пылу ссоры, было правдой. Когда мужчина совершенно не готов просить прощения, это обычно означает, что он тоже «дошел» и считает, что претерпел много несправедливых обид.
Ваша сестра должна понять, что есть два пути: 1. Они начинают новый лист и муж в этой новой жизни не обязательно будет ангелом, но супруги постараются сохранить семью; 2. Они будут всё время возвращаться к прошлому, ведь, думаю, и мужу так же сложно забыть какие-то слова и поступки жены, как жене — слова и поступки мужа. Возможно, стоит воспользоваться профессиональной помощью, даже если за ней обратится только сама сестра, и поучиться с помощью психолога отпускать обиды и прощать. Но, вообще-то, любой брак — это длинная цепочка обид и прощения. И, если человек всё время держит какую-то обиду и не готов ее отпустить, в первую очередь он вредит самому себе. Если Ваша сестра сумеет это понять, у нее есть шансы наладить отношения. А если она хочет, чтобы муж искупил свою вину перед ней, то ведь и муж, наверное, может вытащить что-нибудь со склада своих обид. Поэтому лучше всего склад закрыть и сказать себе: а сейчас я делаю так, чтобы нравиться, удовлетворять и пытаться построить новую систему отношений, с Б-жьей помощью.
Что касается Вас, то, к сожалению, Вы не можете простить вместо сестры, а только оттого, что Вы ей скажете, как правильно, ее тяжелое ощущение не исчезнет. Но с ним надо научиться жить, не вспоминая это постоянно и не говоря себе: вот он принес подарок, а до этого сказал такие слова… Раз принес подарок, значит, мириться хочет. А, значит, опять повторяю, всё не так плохо. Желаю Вашей сестре удачи и сил научиться прощению. Это одно из главных человеческих искусств.
Если Ваша сестра человек верующий, то — мы каждый день снова просим у Всевышнего в молитвах простить нас. А это значит, что со вчерашнего дня «автоматически» накопилось, что прощать. И всё-таки мы все тут, более-менее здоровые и живые, с Б-жьей помощью. Значит, Он прощает… Так вот, от человека требуется уподобляться в своем поведении Всевышнему, т.е. быть милосердным и прощать. Вот потому это и есть одно из главных человеческих искусств.
С пожеланием всего наилучшего, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.