Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Уважение, Отношения с детьми от первого брака, Второй брак
Шалом! Уважаемый раввин! Помогите, пожалуйста, разобраться в сложившейся ситуации… В дом моего мужа пришел в гости мой 17-летний сын от первого брака. Во время просмотра кино, в самый кульминационный момент, муж прошел мимо сына и в шутку его потрепал; сын рефлекторно ударил по руке. Муж посчитал, что его избили в его доме, причинили физическую боль и сын должен извиниться. Сын, в свою очередь, говорит о рефлекторности своего телодвижения и не понимает, за что извиняться. Обстановка накалилась. Муж стоит на позиции: с данным человеком я общаться более не буду, он для меня умер, поскольку избил меня и не извинился. Подскажите, пожалуйста, как разрешить данный конфликт с позиций Торы. Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Если у Вас хорошие отношения с сыном, попросите, чтобы он сделал одолжение Вам. То есть скажите: Вы ему полностью верите, что это было на рефлекторном уровне. Но, так как муж упрямится и не готов принять это объяснение, то сын сделает Вам огромное одолжение, если скажет: хотя у него не было ни малейшего намерения поднять руку на Вашего мужа, он просит прощения, если его действие было воспринято как попытка ударить. Понимаю, что семнадцатилетнему парню попросить прощения, когда он себя считает ни в чем не виноватым, очень-очень тяжело. Но, если Вы обыграете все это так, что в данной ситуации сын ведет себя как ответственный взрослый человек, а не по-детски, и что у Вашего мужа, возможно, повышенная обидчивость, но человека в «таком возрасте» трудно переделать, то, возможно, сын будет готов пойти навстречу. Тогда, возможно, сын поймет, что Вы в принципе на его стороне, но не можете его защищать, чтобы не портить отношения с новым мужем и не оказаться, не дай Б-г, «меж двух огней». Но ничего не поделаешь: кроме случаев, когда муж делает что-то совершенно ненормальное, например, не дай Б-г, сам избивает сына или оскорбляет его последними словами, по Торе женщина должна быть на стороне мужа или, по крайней мере, не против него, если она не хочет разрушить отношения.
Желаю, чтобы этот конфликт поскорее благополучно разрешился.
С уважением и пожеланием всего наилучшего, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.