Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Есть ли в иудаизме такое понятие, как совместная молитва мужа и жены?

Темы: Муж и Жена, Мирьям Климовская, Общение супругов

Шалом. Скажите, пожалуйста, есть ли в иудаизме такое понятие, как совместная молитва мужа и жены (конечно, не по сидуру — молитвеннику). Когда что-то случается или просто в течение дня. Когда между мужем и женой не совсем все ладится, часто слышу, что предлагают совместную молитву (и говорят, что не ладится, потому что такой молитвы нет!). Но я нигде такого в Торе не встречала. Спасибо за ответ. С уважением, С.

Отложить Отложено
Отвечает Мирьям Климовская

Уважаемая С.!

Действительно, еврейская традиция не предусматривает особой совместной молитвы мужа и жены, и, тем более, отсутствие такой молитвы не может быть причиной разладов между супругами. Если в семье что-то не ладится, надо найти реальные причины этого — прежде всего, честно спросить саму себя: все ли я делаю, что от меня зависит, чтобы этих проблем не было? Трудности могут быть вполне объективными, вызванными обстоятельствами. В таких случаях особенно необходимо полное согласие и сотрудничество между супругами в поисках решения проблем. Иногда требуется помощь раввина или специалиста в соответствующей области.

Для укрепления отношений между супругами очень важно совместное времяпрепровождение. Это может быть любое «кошерное» занятие: прогулка, беседа, еда, учеба, игра, даже работа по дому, если она проходит в доброжелательной атмосфере. Конечно, супруги могут и одновременно молиться или читать Тэилим. Но настоящая глубокая и искренняя молитва, которая призвана изменить и возвысить личность, индивидуальна для каждого, даже если это касается самых близких друг другу людей.

О молитве мужа и жены есть упоминание в Торе: «И молил Ицхак Г-спода напротив жены своей» (Берейшит 25:21). Мидраш Бэрейшит Рабба объясняет: «Он стоит в одном углу и молится, а она стоит в другом углу и молится». Ицхак и Ривка одновременно молились об одном — чтобы Вс-вышний дал им детей, но при этом они молились в разных местах.

Молитва — это работа сердца, направленная на исправление личных качеств каждого человека, когда он строит отношения только с одним «Собеседником» — Всевышним. Взаимодействие с другими людьми в такое время может только помешать полностью сосредоточиться на этом важном процессе. Конечно, молитва в миньяне (обязательная только для мужчин) очень важна. И известно, что коллективная молитва принимается быстрее, чем молитва одиночки, и ответ на нее «приходит» быстрее. Но здесь как раз молятся «по сидуру», и, к тому же, самая важная ее часть — Шмонэ Эсрэ — всеми читается хоть и одновременно, но не вслух. Соответственно, у каждого из молящихся есть возможность погрузиться в свой внутренний мир и в поиски своего индивидуального пути к Б-гу (насколько позволяет отведенное на эту молитву время).

А женщине не нужно молиться в миньяне. Еврейский дом, который она строит — место, обладающее особой святостью, там пребывает Шхина (Б-жественное присутствие). Каждый «вид деятельности» еврейской семьи, в котором именно женщина принимает непосредственное участие — отношения между супругами, рождение и воспитание детей, и т. д., — дает нам возможность постоянно помнить, Кто на самом деле управляет миром, и обращаться к Нему с просьбами. Молитва с настоящей каваной будет услышана всегда и везде, а тем более, в таком святом месте, как еврейский дом.

Желаю удачи и скорейшего решения всех проблем!

С уважением, Мирьям Климовская


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.