Темы: Любовь, Муж и Жена, Лея Трахтенберг
Шалом! Выходя замуж или женившись, муж и жена должны сильно любить друг друга, искать мира и служить Творцу. Вопрос: как понять ту грань, чтобы муж (жена) не стали предметом идолопоклонства? Т.е., любя друг друга, оставлять Ашема на первом месте в сердце. Или как любить мужа (жену), и как любить Творца? И как понять, если сердце более с мужем, чем с Творцом? Помогите, пожалуйста, разобраться! Благодарю за ответ! Н.
Уважаемая Н.,
Как определить границу между чувствами к Всевышнему и чувствами между мужем и женой?
Что такое любовь? Никто не мог и не сможет дать чёткого определения, удовлетворяющего всех. В любом случае это уникальный потенциал эмоций и чувств, направленных на объект любви, который у каждого индивидуален. Цель любящего — обеспечить счастье, благополучие, удовлетворённость любимого, помочь ему достичь его целей, добиться успеха. Любовь — альтруистическое чувство, при котором интересы и потребности любимого находятся у любящего на первом месте, а «вложения» в любимого, удовлетворение его доставляет больше радости и удовлетворения, чем «прибыль» от этих «вложений»…
Любовь, не зависящая от каких-либо обстоятельств («отдачи», красоты, устроенности в жизни, талантов объекта и т.д.), называется истинной любовью. И примером её служит любовь еврейского народа к Всевышнему… Любовь на иврите ahава — от hав — «отдавать». Поэтому, читая Шма утром и ночью (главная заповедь еврея), мы признаёмся в любви к Всевышнему: «Вэ-аhавта… — Люби… Б-га твоего всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем достоянием своим…». Любовь к Всевышнему требует от нас, прежде всего, духовной отдачи, и эта часть еврейского сердца никогда не может быть занята никакими «объектами», «субъектами», пристрастиями.
Чувство любящего еврея таково, что все «обиды», которые могли бы вызвать злость, неудовлетворённость и т.д., осознаются им как то, что приходит от Любимого для блага любящего (а-коль лэ-това — «Всё к лучшему»), даже когда невозможно понять смысл происходящего.
Иначе обстоит дело в отношениях с людьми: мы ответственны и контролируем ситуацию и отношения, разбираемся в них…
При любви между мужчиной и женщиной есть динамика в отношениях (я бы сказала — «термодинамика»): смена периодов близости и охлаждения, отграничение собственного пространства — в целях «самосохранения».
А когда речь идёт о любви к Всевышнему, мы говорим о полном слиянии еврейской души со своим Создателем.
Любовь между мужчиной и женщиной подкрепляется союзом физическим, а не только духовным. Любовь между людьми может закончиться и вновь расцвести с появлением нового объекта.
Если пара работает над совершенствованием и обновлением своих отношений, любовь крепнет и постоянно наполняется новым значением. Любые отношения требуют постоянной работы. Наши молитвы Всевышнему (восхваление, благодарность, личные просьбы) наполняют каждый день еврейской жизни, в горе и радости, новыми оттенками любви к Тому, кто Эмет — Истина, в Кого мы верим — Эмуна.
Если мы сможем перенести это на отношения с мужем/женой и будем так же усердно работать над их совершенствованием — успех в браке обеспечен. И брак будет озарён светом присутствия Всевышнего, «Дополняющего» союз…
С уважением, Лея Трахтенберг
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.