Темы: Муж и Жена, Виктория Фридман, Общение супругов, Конфликты и ссоры
Здравствуйте. Проблема в частых семейных ссорах. Каждая ссора длится час, а то и больше. Вспоминаем друг другу все проступки, стараемся уязвить. Я стараюсь молчать, но супруга не разрешает молчать — считает, что всё нужно обсудить. Её «обсуждения» это сплошной поток обвинений в мой адрес. Я где-то промолчу, иногда сорвусь и закричу. Денег в семье достаточно, вредных привычек ни у кого из нас нет. Двое маленьких детей. Мне 33, супруге 28 лет. Когда я в командировках — у нас нормальные отношения, но стоит побыть вместе день-два, начинаются скандалы, часто начинающиеся с пустяка. Что можно сделать, как снизить накал семейной борьбы? Т.
Уважаемый Т.!
В Вашем письме обращают на себя внимание два момента.
Первый — что ваше общение с женой «на расстоянии» протекает вполне нормально, и второй — что в разговоре найти причину конфликтов, постоянно возникающих между Вами и женой, когда Вы рядом, не удается.
Первое, на мой взгляд, значит, что вы не таите зла друг на друга, что никакие давние проступки не лежат у вас таким уж тяжелым камнем на сердце и что вы оба искренне хотите мира.
А вот со вторым разобраться потруднее. Почему, при всем желании быть счастливыми, люди постоянно развязывают войну в родном доме?
Ответить на это можно только приблизительно, потому что конкретные обстоятельства Вашей жизни мне неизвестны.
Вы говорите, что во время «выяснения отношений» стараетесь молчать, т.е., с Вашей точки зрения, по-видимому, не подливать масла в огонь. Но задача ведь не в этом. Задача — увидеть смысл в словах жены. Самое главное при частых ссорах — понять, чем вызвано недовольство инициатора ссоры. Что не дает ей покоя? Ведь если она повторяет одни и те же упреки снова и снова, значит, и огорчающие ее события повторяются в вашей жизни снова и снова. Если бы что-то изменилось, упреки бы исчезли (или, если у людей очень уж вздорный характер, что на вас с женой не похоже, сменились бы новыми).
Попробуйте услышать, что жена говорит. Не приписывайте все усталости, нервам или особенностям характера (хотя и это надо, конечно, учитывать, а значит — помочь снять усталость, помочь успокоить нервы). Попробуйте взглянуть на ситуации, о которых она говорит, ее глазами. Это именно то, чего обычно добивается человек, начинающий неприятный разговор. И тут важно внутренне подготовиться к тому, что услышать сказанное, скорее всего, будет больно. И потому, что оно, не исключено, попадет в больную точку, и потому, что ударит по самолюбию. Подготовьтесь к этой боли. Переживите ее — и начните думать. Слушать и думать. И отвечать, если до чего-то додумаетесь, по существу. А если не получится, попросите денек на размышление и предложите договорить завтра.
Заметьте, человек, который изливает обиду или даже, как ему кажется, конструктивно говорит о том, что надо бы в жизни изменить, не всегда и сам до конца себя понимает и точен в анализе причин своего недовольства. Это раз.
Два — иногда такой «мятежнице» достаточно услышать: «Понял. Ты права. Я виноват. Это действительно нехорошо. Попробую что-то сделать», сказанное всерьез, а не проформы ради.
В конце концов, в чем же дело действительно? Кроме как понять это, другого пути прекратить ссоры нет. Может быть, если жена согласна, вам обратиться к психологу?
А, может быть, достаточно какой-то поездки вдвоем на несколько дней (если это можно устроить)? Или всей семьей? Может быть, достаточно какой-то похвалы жене при возвращении из командировки? Выраженной вслух радости при виде того, как хорошо и благополучно в доме, как милы дети, как отлично Ваша жена ведет дом в Ваше отсутствие?
От всей души желаю Вам и Вашей жене мирных и теплых отношений, взаимной любви и радости от детей.
С уважением, Виктория Фридман
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.