Из цикла «Законы трех недель», темы: 9 Ава, Одежда, Бейн аМецарим, Месяц Ав, Траур по Храму, Стирка
Стирка и смена одежды в период с 1 по 9 ава — «Девять дней»
Введение
Стирка одежды для использования ее после 9 ава
Еврей, стирающий одежду для неевреев
Если еврей, прекратив стирать одежды неевреев публично, не сможет заработать себе достаточной суммы на пропитание, то такая деятельность разрешена (ע» מ"ב ושעה"צ ס"ק מ"ד).
Единственная одежда
Постельное белье, носовые платки, скатерти, полотенца
Стирка детской одежды
Стирка для заповеди
Ношение свежевыстиранной одежды
По этой причине рекомендуется провести подготовку до наступления «Девяти дней», нося костюмы, брюки, рубашки, юбки, блузки, свитера, пиджаки, пальто и т.п. Если они были в употреблении хотя бы небольшое время перед «Девятью днями», то их можно носить и в течение «Девяти дней» (ע» יו"ד ס» שפ"ט ס"א וש"ך ס"ק ד» ודוק).
Смена постельного белья
Смена одежды на субботу
В наши дни большинство поступает в соответствии с обычаем Виленского Гаона, позволяющим переодеваться в субботние одежды, даже если 9 ава выпадает на субботу (ע» גר"א ס» תקנ"א ס"ק ג» ומ"ב ס"ק ו» מר"י עמדין, וע» ערה"ש ס» י"א וש"פ). Это разрешено, даже если одежда является свежевыстиранной или почищенной (מ"ב ס"ק ל"ה). Новая одежда, однако, запрещена даже в субботу (מ"ב ס"ק מ"ה). Хотя разрешено менять скатерти на субботу, смена постельного белья запрещена (מ"ב ס"ק ל"ג).
Поскольку в соответствии с этим обычаем в субботу разрешено менять одежду, если человек забыл приготовить достаточное количество одежды перед наступлением «Девяти дней» (см. 8) (например, рубашек), то он может сменить рубашку в пятницу вечером, а затем в субботу утром сменить ее на другую. Обе эти рубашки потом можно будет носить в будние дни. Кратковременное (см. 8) ношение одежды в субботу специально с целью сделать возможным ее ношение в будние дни, запрещено, поскольку это будет «приготовление с субботы на будни» (כך נראה). Следовательно, разрешение относится лишь к одежде, пригодной к ношению в субботу (כך נראה).
Если одежда загрязнилась
Смена одежды ради проведения обрезания
Производство и починка одежды
Ношение новой одежды
В течение «Девяти дней» нельзя носить новую одежду, даже такую, на которую не произносится благословение שהחיינו (ס» תקנ"א ס"ו ומ"ב ס"ק מ"ה). Следовательно, нельзя надевать даже новые рубашки, обувь, носки, нижнее белье и т.п. (ע» שם) Также, если одежда была куплена до наступления «Девяти дней» и благословение было произнесено в момент покупки, но одежду еще не носили, запрещено надевать ее в первый раз во время «Девяти дней» (שם).
Покупка и производство одежды
Производство одежды для других
Ткание, вязание, вышивка
Мы узнали (см. 2), что во время «Девяти дней» запрещено производить одежду. Соответственно, запрещено также вязать и вышивать, даже если работа будет завершена лишь после «Девяти дней» (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל).
Починка одежды
Полирование обуви
(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Читайте обзор по теме Бейн аМецарим — три недели траура
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы