Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Совершенное наслаждение — это Эден, река, сад. Его корень в мире душ — постижение Торы, но оно достигает нижней ступени, тела, и поэтому в субботу необходимы и телесные удовольствия.

И назовешь субботу наслаждением

«Поэтому должен был пророк называть субботу наслаждением, как написано: “…и назовешь субботу наслаждением”, ибо она — наслаждение для душ. И об этом сказал царь Давид: “Жаждет моя душа Бога, Бога живого”. Ибо каждая вещь жаждет своего корня, к которому она в будущем вернется. И это — Река, орошающая Сад, это основа субботы и ее суть… И потому суббота называется наслаждением, ибо она — наслаждение высших и нижних миров» (рабейну Бехайе).

«Каждая вещь жаждет своего корня». А ведь корень души из того самого Эдена, туда она стремится, в мир, который весь — наслаждение с Богом, день, который весь — суббота.

Это «воды Реки» — свет Торы, которым наслаждаются души в святой день. Это и есть привлечение Реки к субботе в нашем мире. К ней нужно призвать наслаждение из корня субботы наверху, в мире Бины. Тогда «народ твой — все праведники» объединяют все категории: Эден — Грядущая суббота, Река — суббота дарования Торы, Сад — суббота Творения. Здесь мы видим двойную глубину в стихе: «…и назовешь субботу наслаждением». Это называние имени самой сущности субботы, и призывание, и приглашение к привлечению изобилия наслаждения из его источника в высях.

Отсюда понятна строгость предупреждения и величина награды за исполнение заповеди наслаждения в субботу: «“Чтобы ты научился бояться Господа, Б-га своего, все дни” — это субботы и праздники» (Йевамот 93). Раши: «Учись остерегаться, чтобы не упразднить субботнее наслаждение». «Каждый, кто наслаждается в субботу, как будто почитает Всевышнего, как сказано: “И назовешь субботу наслаждением, святое Господа — почетным”» (Тана девей Элияу).

Совершенное наслаждение — это Эден, река, сад. Его корень в мире душ — постижение Торы, но оно достигает нижней ступени, тела, и поэтому в субботу необходимы и телесные удовольствия.

Если удержишь в субботу ногу свою

«Если удержишь в субботу ногу свою от исполнения дел своих в Мой святой день, и назовешь субботу наслаждением, святой (день) Господень — почитаемым, и почтишь ее, не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова (об этом), то наслаждаться будешь в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли…» (Йешая 58:13).

«Ибо Другой Стороне не за что держаться, как только за самую низшую ступень… в тайне “ног”, и тогда она привлекает множество бедствий (נגעים). Но “если удержишь в субботу ногу свою” таким образом, что не сможет Другая Сторона держаться даже за эту ступень, тогда: “…и назовешь субботу отрадой (ענג), а не бедствием (נגע)”» (Рамхаль).

Немного подробнее. Ноги — самая нижняя часть в структуре человека, наиболее отдаленная от его возвышенной сути. «Ноги — посланники тела». Это часть человека, которая как бы вне тела. Такова сущность ног — выход за границы человека во внешний мир. И потому опасность греха — реализация зла — в ногах, поскольку они выходят за область святого внутреннего содержания человека в общественное пространство. «Храни ноги свои, и не согрешишь» (ЯлкутКоэлет).

Если удержишь (буквально, «вернешь», תשיב) также и эту самую нижнюю структуру в свое внутреннее содержание, тогда удостоишься отдохновения от всяких теснин: «…и назовешь субботу наслаждением». И отрада (Эден) души распространится, как река, до категории Сада, нижней души, сопряженной с телом.

Читайте: обзор по теме Онег Шаббат


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…