Из цикла «Даат тфила», темы: Царь Давид, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Цари дома Давида тоже не должны сидеть во дворе Храма, а почему же сказано: “И воссел (вайешев) перед Г-сподом” (2 Шмуэль 18)? Упорядочил (йишев) себя в молитве».
Маараль объясняет, почему о праведника сказано, что они в Грядущем мире — сидят. Он говорит, что это указывает на их реальное совершенство, что они не двигаются к совершенству, поскольку уже совершенны.
Давид упорядочил себя в молитве: был совершенным в качестве «а я — молитва».
Поэтому во дворе Храма, «доме молитвы Моей», куда все евреи своими ногами и стоят там в молитвах, цари дома Давида — сидят.
«Для второй части ночи не установили обязательной молитвы, чтобы не утруждать общество. Эту молитву (Тикун хацот) оставили для благочестивых людей, встающих в полночь и взывающих к Б-гу, каждый — согласно своему пониманию. И даже вечерняя молитва (сперва) была добровольной, но (потом) ее сделали обязательной (Риф, Брахот гл. 4); тем более полуночная молитва.
Три молитвы (утреннюю, дневную и вечернюю) установили праотцы (Брахот 26б), и, как таковые, они обязательны для каждого еврея. Но молитву второй половины ночи принял на себя добровольно царь Давид, как написано (Теилим 119:62): “Встаю в полночь, чтобы благодарить Тебя”. Вместе с праотцами, Давид завершает исправление Израиля, как мы упомянули выше. Но молитва, которую он установил, не была возложена на весь Израиль, а только на благочестивых из них, поскольку его уровень был несколько ниже уровня праотцев» (Путь Творца ч.4, гл. 6). Молитва Давида — это завершение и обобщение молитв праотцев. Как объясняет там же Рамхаль: «Необходимо знать, что все существующие виды воздействий и их частности объединены в три категории Высшего воздействия. … Эти три категории соответствуют трем первым эпитетам (Б-га в молитве): “Великий, Могучий и Страшный”. Должным образом эти категории привлекают заслуги трех праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова. А привлечение цельности, проистекающей от соединения этих трех категорий, происходит в заслугу царя Давида, который как бы соединяется с праотцами и завершает исправление Израиля».
Праотцы являли собой колесницу для этих трех архетипов качеств управления, через которые Творец проявляется в мироздании. Каждый из них удостоился привлечь воздействие этих управлений в мир, каждый по своему качеству. Качество Давида — это объединение всех меняющихся реальностей и сил в мире. Единство, которое восполняет их всех таким образом, что в мире раскрывается слава царства Творца. Единство, которое окружает их и венчает их для цели раскрытия единства Всевышнего на земле.
Всесильный обещает Давиду: «И сделаю тебе имя, как имя великих». Это означает, что так же как говорят в молитве «Благословен Ты, Г-сподь, щит Авраама», говорят и «щит Давида». «Великие» здесь — это Авраам, Ицхак и Яаков. Давид удостоился стать «четвертым колесом колесницы». «Подъемлет из праха бедного, из грязи возвышает нищего, чтобы посадить с великодушными» (Молитва Ханы, Шмуэль 1). Здесь речь идет о Давиде, поскольку праотцы называются «великодушными» (недивим), и они были колесами колесницы, и Всевышний создал четвертое колесо, как известно (Виленский Гаон).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти