Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суббота есть категория «головы», мир мысли. Так и Израиль (ישראל — לי ראש) — цель замысла творения.

Святы ее святостью

«Храните субботу, ибо свята она для вас» — это говорит о том, что суббота добавляет святости Израилю (Мехильта).

«Святость Израиля зависит от святости субботы» (Рабейну Йона).

«Эта святость в корне сердец сынов Израиля без всякого старания с их стороны. Это святость субботы, которая есть установленная Всевышним святость с начала сотворения мира, когда Он освятил седьмой день. Поэтому суббота есть вечный завет между Ним и сынами Израиля» (раби Цадок аКоэн).

Берешит

«Берешит (В начале) — Хохмой (Мудростью)» (Таргум). «В начале — для Израиля, который называется “началом”» (Раши). «В начале — речение сотворения времени» (Виленский Гаон). «בראשית — ירא שבת» (Зоар).

«Сказал Всевышний Израилю: Поскольку вы освящены Моему Имени до того, как Я сотворил мир, будьте святы, как свят Я» (Танхума). «И весь Израиль свят, ибо мысль об Израиле была первой — в святости мысли. Ведь основа святости в том, чтобы мысль приобщалась к Всевышнему» (раби Цадок аКоэн).

«Ибо Всевышний, Тора и Израиль — одно, и потому сказали в Берешит раба, что мысль об Израиле предварила все… Начало мысли, тайна высшей воли… А воля есть начало всего, как бы полная Божественность» (Нефеш аХаим).

Израиль и Суббота — категория головы

Суббота есть категория «головы», мир мысли. Так и Израиль (ישראל — לי ראש) — цель замысла творения. Их избрание — освящение — вне любых их действий, оно укоренено в воле Всевышнего. «Избрание в сущности, а не за их добые дела, поскольку не сказал, что только, когда они исполняют Его волю, Он избирает их» (Маараль). Так объясняет Бааль аИкарим: «Писание называет любовь Всевышнего к Израилю страстью, сказал: “Страстно возжелал вас Господь и избрал вас” (Дварим 7:7). Страсть — говорится о крайней любви без причины…»

«Без причины», «избрание в сущности» — это заложено в категории «головы бытия», это высшие миры, в которых нет у человека постижения логикой материального мира. Эти миры находятся в категории «дня, который весь — суббота». Потому святость Израиля — это дар: «(Суббота) — великий дар, которым Всевышний наделил Израиль, поскольку хотел, чтобы тот был Его святым народом. И это не было дано никакому другому народу, ибо это достоинство не подобает им и не предназначено для них» (Рамхаль).

***

Освящаются ее святостью

Легко понять, что, несмотря на то, что основная святость святого народа — та, что проливается сверху, каждый индивидуум удостаивается ее в той мере, в какой он освятил себя для нее. «Относительно святости, что привлекается на нас, мы должны делать приготовление и исправление, поскольку тело есть трон для духовного и духовное пребывает на теле в зависимости от подготовки тела. Ведь природа духовного — воздействовать всегда, а материальные объекты получают от него в соответствии с их готовностью. Это подобно бьющему ключу, который всегда бьет, но наполняет свои сосуды водой тот, кто готов получить ее» (Раби Моше Кордоверо).

Основное освящение — это святость мысли. Те, кто постоянно заняты любовью Торы, и их мысль — о ней постоянно, освящаются в своей душе святостью субботы, миром мысли.

О них сказано: «Душа мудреца Торы называется царицей-субботой» (Зоар).

Три святости

В субботу сыны Израиля должны соблюдать три святости: «Все тройное — со стороны святости».

Святость мысли — не думать о материальных делах, представить себе, что вся работа уже сделана, чтобы мысль была направлена только на Всевышнего и служение Ему.

Святость речи — не говорить о будничном; в книге Зоар много говорится о том, что принимающий участие в будничной беседе в субботу подобен нарушающему субботу.

Святость действия сказана прямым текстом в нескольких стихах Торы: «Шесть дней делай свою работу, а седьмой день — свят, суббота, покой для Господа». (Решит хохма).

Как мы уже говорили, наивысшая святость — это приобщенность мысли. Эта приобщенность служит троном для пребывания дополнительной души. Это высшее сочетание (зивуг) мохин (Хохмы, Бины и Даат), порождающее изобилие открытий во внутренней части Торы в этот святой день.

«Мысль есть категория души, поскольку она учит человека знанию и пониманию в святой Торе» (Нефеш аХаим).

***

И освятил его — от слова кидушин (посвящение)

«И освятил его — от слова “посвящение”, Община Израиля дана субботе в супруги» (Шла). Наивысшая святость субботы — это посвящение между Израилем и Всевышним.

Это высшее сочетание раскрылось в субботу дарования Торы. «Аллегория с царем, посвятившим в жены женщину. Сказал ей: Поскольку ты посвящена Моему имени, я — царь, а ты — царица; мой почет как твой почет, поскольку ты — моя жена». Так сказал Всевышний Моше: Иди и освяти народ, как сказано: «И освяти их сегодня и завтра». «Посвятил их Всевышний и сказал: Вы будете Мне царством священником и народом святым. Почему? Ибо свят Я, Господь. Так и вы будьте святы, ведь Я посвятил вас Своему имени» (Танхума).

И так в каждую субботу происходит это посвящение: «В субботу — вечный завет между Мной и сынами Израиля…».

Порождением этого посвящения становится дополнительная душа, которой удостаивается святой народ. Этой темой мы будем заниматься в следующем эссе.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…