Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мудрецы называют Всевышнего “Святой, благословен Он”… Ибо его истинная сущность неизвестна, а лишь то, что Он отделен от всякой материи, и телесности, и от всего существующего.

Святой, благословен Он

«Каждый день мы произносим освящение (кдушу): “Свят, свят, свят, Господь Воинств, вся земля полна славы Его”. Рашби объясняет, что смысл кдуши — привлечь ка каждому из нас высшую святость… Произнося слова: “Вся земля полна славы Его” следует иметь намерение притянуть к себе святость. Вначале мы освящаем Всевышнего (Свят, свят, свят…), и это — “и освящусь Я в среде сынов Израиля”, а затем Он воздействует на нас Своей высшей святостью, и это — “Я Господь, освящающий вас” (Решит хохма).

Святость есть отделенность и приобщение к источнику святости, но ее цель — воздействие на все части мироздания. Это благословение, воздействующее на весь мир. “Благословение и святость — одно, поскольку благословение проистекает из святости…” (Рабейну Бехайе).

* * *

“Святость проистекает из благословения, которое есть высшее влияние. И, само собой, когда человек связывается с Высшими, к нему привлекается дух святости свыше. В этом основной смысл святости — удостоиться того, чтобы Всевышний освятил человека. Но подготовка человека к получению святости тоже важна. Человек получил возможность освящать себя только после того, как Всевышний освятил субботу и вдохнул святость во время; отсюда она влечется также и к месту, и к душе” (раби Цадок аКоэн).

Теперь мы можем понять странное, на первый взгляд, высказывание мудрецов: “Будьте святы”. Может быть, как Я? Писание говорит: “Ибо Я — Господь, Бог ваш”. Моя святость больше вашей». Как может быть, «как Я»?! И почему именно о святости сказано так?

Но смысл таков. Всевышний поставил Свое влияние на мир в зависимость от действий человека. Нефеш аХаим подробно объясняет, что воздействие Всевышнего, Его соединение с мирами, соответствует воодушевлению Израиля в служении и в приближении к Нему. Однако в качестве святости, только начало которого — служение, а основная суть — воздействие свыше, «человек освящает себя немного снизу — его освящают много сверху». «Моя святость больше вашей» — Всевышний освящает Израиль намного больше, чем они заслуживают по своим деяниям.

Святой, благословен Он

«Мудрецы называют Всевышнего “Святой, благословен Он”… Ибо его истинная сущность неизвестна, а лишь то, что Он отделен от всякой материи, и телесности, и от всего существующего. И об этом сказано: “Святой, благословен Он” — “святой” говорят о том, кто отделен, ибо Он прост абсолютной простотой» (Маараль). Это один аспект святости.

«Из того, что Он абсолютно прост, следует, что нет ничего отделенного от Него. Ведь объект, у которого есть определение, и который отличается чем-то, вследствие этого определения отделен от него объект, который не входит в это определение. Но поскольку Всевышний прост, и у Него нет никакого определения, нет ничего отделенного от Него. И раз так, то Он знает все и Он всемогущ». Это второй аспект: Святой включает все и влияет на все своим благословением и изобилием жизненной силы: Святой — благословен Он (См. Нефеш аХаим ч.3, гл.5).

Таково строение мироздания: более высокий мир — святой и отделенный от нижнего — изливает свою жизненную силу и благословение на более низкий. Таково и строение микрокосма — человека, его святая душа оживляет тело.

Высшая точка служения человека в тайне уподобления Создателю — это перейти границу материального, преграду между высшими и нижними мирами. Стать святым, воздействующим благословением и жизнью на все мироздание. Таково совершенство нашего святого праотца — совершенного человека, образ которого запечатлен на Троне Славы.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…