Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Мудрость, Смысл жизни, Душа, Рав Хаим Бурштейн, Мусар
То, что ты мне написал, безусловно справедливо. И всегда помни наши слова об изречении мудрецов Мишны: «Кто мудрец? — Видящий нарождающееся»>[59]. На первый взгляд, что необычного в раздумьях и размышлениях о будущем? И мы сказали, что конечная цель мудрости, к которой стремится изучающий ее, — это умение понять истинную суть явления. Вершина мудрости — это способность предвидеть последствия каждого деяния. Ведь главное в мудрости — это опыт, а наблюдение за течением любого события как раз и дает бесценный опыт. В таком случае, самый великий мудрец — это тот, кто предвидит завершение явлений, исследует, к чему они в результате ведут — к добру или, не дай Б-г, ко злу. Поэтому прозревающий завершение каждого действия из его начала и есть совершенный мудрец, прекрасные советы которого никогда не разочаруют, и именно к нему мы должны преклонить свое ухо. «Будь наши ноги из железа — мы (следовали бы за тобой и) слушали тебя!»[60] Для постижения истинной сути явления мы должны развить в себе способность ясного видения, чтобы избежать страдания и отчаяния и прийти к радости. Эта мудрость предпочтительнее любого преходящего иллюзорного наслаждения, и нет в ней никакого недостатка. Итак, способность видеть нарождающееся — залог всестороннего блага и вечной радости для тела и души. Да удостоимся мы оба этого ясного зрения и познаем мудрость.
Сегодня, в канун святого Шаббата главы Матот-Масъэй, я посылаю тебе, мой дорогой сын, любимец моей души, большой подарок — рассуждение «Этот мир подобен “преддверию”», в котором со всей очевидностью разъясняется первичное понятие нашей веры. Оно сообщает нам, что человек был создан для испытаний. Это настолько ясно, что каждый, кто это услышит и поймет убедится в том, что, оказавшись в Доме Учения мудрости, ни вероотступники, ни философы не посмеют вымолвить ни слова. И не удивляйся этому: я уже рассказывал тебе о знаменитом мыслителе и известном римском ученом-медике Галене (Галенус), который, по словам Рамбама, говорил о Б-жественном, как обычный невежда. Теперь, когда я сам прочел сказанное Галеном, я совершенно убедился в справедливости мнения Рамбама и пришел к неожиданным выводам, которые послужат еще большему укреплению веры.
[59] Авот 2:9, Тамид 32а.
[60] Брахот 41б.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы